location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Поселок эксплуатационников (1950 – 1956 г.г.).

Мы строили город, мы верили в счастье

Нехоженых троп, неизбитых дорог…

…Что город, который мы строили вместе,

Растет, словно песня, и радует всех…

Анна Ковалева


   В фондах Волгодонского эколого-исторического музея хранится более 30 тысяч экспонатов, связанных с историей нашего города. Его появление в бескрайних донских степях в сложное послевоенное время связано со строительством грандиозного комплекса гидротехнических сооружений – Волго - Донского судоходного канала, в системе которого важную роль играли рукотворное водохранилище и Цимлянский гидроузел. Они должны были регулировать сток донской воды, обеспечивая интересы судоходства, энергетики и орошения. Для эксплуатационного персонала гидротехнических объектов предусматривалось строительство поселка. Это должен был быть типовой населенный пункт, предусмотренный генеральным планом строительства ВДСК, детально спроектированный и подписанный начальником и главным инженером института «Гидропроект» Жуком С.Я. в 1950 году.

    В фондах музея сохранился фрагмент «Генерального плана и детального проекта планировки поселка эксплуатационников (по документам он значился как «поселок судоходных сооружений Цимлянского гидроузла»).

Генеральный план и детальный проект.jpg

    По проекту общая территория поселка составляла 148 гектаров, а население определялось цифрой около 8770 человек. К его строительству приступили в апреле-мае 1950 года. Руководил строительными работами Стешин Еремей Ефимович – ветеран Великой Отечественной войны, с 1950 по 1954 годы - начальник Красноармейского дорожно-строительного района управления исправительно-трудовых лагерей (УИТЛ) и строительства Волго-Донского канала.

    Возведение жилых домов на территории города началось 27 июля 1950 года. Эта дата в 1973 году принята за день основания Волгодонска. О начале строительства города в 70-е годы вспоминал Шпаченко Георгий Евдокимович - ветеран Великой Отечественной войны, почетный строитель, почетный гражданин города Волгодонска.

Стешин Е Е..jpgШпаченко Г.Е..jpg

Стешин Еремей Ефимович.

1979 г.

Шпаченко Георгий Евдокимович. 

1980-е гг. 


    В своей статье «Город у моря» он писал: «Там, где родился город, не было никакого населенного пункта, это были полупустынные серые ковыльные степи, не было ни единого зеленого деревца, здесь можно было встретить только сусликовые горки да горькую полынь».

    Георгий Евдокимович приехал на строительство Волго-Донского судоходного канала и Цимлянской ГЭС в 1949 году, был назначен главным инженером правобережной плотины Цимлянской ГЭС. Он начинал строить наш город с первого жилого дома старой части Волгодонска.

Статья Шпаченко Город у моря.jpgСтатья Шпаченко о строительстве и первых жителях....jpg

Статья Г.Е. Шпаченко 

«Город у моря». 1970-1980-е гг. 

Статья Г.Е. Шпаченко о строительстве и первых жителях поселка (краткая история рождения г. Волгодонска).

1960-1970-е гг.

    Жилой поселок застраивался радиально расположенными улицами одноэтажных каменных коттеджей и двухэтажных домов. Георгий Евдокимович вспоминал о строительстве и первых жителях поселка: «Первая улица, к застройке которой приступили, была улица Волгодонская. Строились коттеджи, 2-х этажный дом под № 50 (ныне Пушкинский переулок №2). Причем первые строения возводились в основном из бутового камня (кирпича строители тогда еще не получали). К концу года было выстроено около десятка коттеджей и один двухэтажный дом».

ул Волгодонская.jpgКоттедж по ул. Советской.jpg
Улица Волгодонская. 1956 г.Коттедж, построенный в начале 1950-х годов по улице Советской. 1979 г.

    Уже в январе 1951 года в поселке появились первые жители. Ими стали 68 работников шлюзов и каналов, 25 работников головного сооружения ирригационного канала, 224 работников порта и других служб.В марте 1951 года на свет появился первый коренной житель Волгодонска - Коля Щетинин, родители которого были строители.

    Одновременно с жильем создавалась инфраструктура нового поселка. В 1952 году была заложена больница, которую позже стали называть портовской, на Волгодонской улице открылись первый здравпункт, магазин и буфет. Заработало первое промышленное предприятие – ЦРМЗ (центральный ремонтно-механический завод). Первых учеников приняла школа №1. В этом же году начал действовать порт (он назывался Цимлянским), построен речной пассажирский вокзал.

Магазин №1-вид с улицы.jpgМагазин №1 - вид внутри..jpg

Магазин №1. Волгодонск. 1952г. 

Магазин №1. Волгодонск. 1952г. 

Больница Цимлянского порта.jpgЗдание детского сада Теремок.jpg

Больница Цимлянского порта. 1954 г. 

Здание детского сада «Теремок». 1953 г. 

Школа №1.jpgПанорама Волгодонског порта 1955..jpg
Школа № 1. 1953г.Панорама Волгодонского порта. 1955 г.

    В 1953 году экспоселок насчитывал уже полторы тысячи жителей, но собственного имени населенный пункт не имел. Романовский райисполком выступил с предложением назвать его Волгодонском. Официально же свое имя поселок получил только в 1954 году.

    Центральные газетыСоветского Союзавновь заговорилио Волгодонскев1955 году и связано это со строительством крупнейшего в стране химкомбината по производству синтетических жирозаменителей.

    2 ноября 1956 году поселок эксплуатационников получил статус города.

Панорама Волгодонск конец 50-х.jpg

Панорама города Волгодонска с видом на Цимлянское море.

Конец 1950-х гг.

Так начиналась история Волгодонска. В 2020 году городу исполняется 70 лет. Волгодонск - неотъемлемая часть огромной страны, название которой Россия. С ней он прошел дорогами ударных комсомольских строек, разделил время стабильности, пережил сложные переломные периоды и продолжает уверенно смотреть в будущее.

Изображения – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».

При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».