location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Тарелкин Михаил Федорович

Тарелкин Михаил Федорович

(10.07.1929г. – 03.09.2007 г.)

Директор строящегося Волгодонского завода тяжелого машиностроения с сентября 1975 года по декабрь 1976 года. С января 1977 г. по апрель 1978 года – директор Волгодонского завода атомного энергетического машиностроения «Атоммаш».

    С именем Михаила Федоровича Тарелкина связана целая эпоха - эпоха строительства завода-гиганта у степного моря, давшего второе рождение нашему городу.

    Тарелкин Михаил Федорович родился 10 июля 1929 года. Двенадцатилетний подросток жил в г.Могилев, когда началась Великая Отечественная война. Отца призвали в армию. Мать осталась одна с четырьмя детьми. К Могилеву фронт подступил неожиданно быстро. Из города пришлось уехать, но оккупации избежать не удалось. В 1944-м году пришло известие о гибели отца...

    С самого детства Миша хотел стать конструктором. Эта мечта зародилась у него ещё до войны, когда он прочитал книжку «Умные машины». Это был краткий исторический очерк о достижениях в области автоматики. Умные машины показались чудом, поразили воображение. Позже, в развалинах одной брошенной квартиры, он нашел журнал со статьей «Как построить радиоприемник». Рекомендации и инструкции были зачитаны до дыр, но собрать радиоприемник ему все же удалось.

    После войны Михаил решил поступать в Белорусский (ныне Минский) политехнический институт. Экзамен по физике принимал профессор Вербицкий, еще до революции служивший в Санкт-Петербургском политехническом институте. Он был удивительным человеком и физиком, каких мало. Абитуриента из районного центра Краснополье экзаменовал, как и всех, со всей строгостью. Несмотря на некоторые пробелы в знаниях, отметил для себя талантливого паренька.

Полученная четверка была объективной оценкой, но при конкурсе восемь человек на место уменьшала шансы на поступление. Да еще и был в оккупации...

    В основные списки абитуриентов, принятых в институт, Михаил не попал. Но его фамилия оказалась в дополнительных списках. Профессор Вербицкий убедил приемную комиссию, что Тарелкин – способный парень и отказать ему в приеме только потому, что волею судьбы он оказался на оккупированной территории и имеет одну четверку, будет несправедливо.

    Все пять лет учебы в политехническом институте подтвердили, что Вербицкий хлопотал не напрасно: Михаил учился на «отлично» и получал повышенную стипендию.

    По окончании института, по распределению попал на работу инженером - теплоэнергетиком на Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик». Специалисты посоветовали пойти в монтажный отдел: в конструкторском деле без опыта работы на монтаже не обойтись.

Первый в своей жизни шефмонтаж котла, сделанного на «Красном котельщике», провел в г.Щекино Тульской области.

Спустя два года завод «Красный Котельщик» командировал Михаила Тарелкина в Польшу. Там тоже устанавливали котлы на теплоэлектростанции и в мартеновском цехе. Шеф-инженер из Таганрога поражал поляков не только своей осведомленностью. Он был въедлив, невероятно энергичен и инициативен. Ко всему же, быстро выучил язык - на ожидание переводчиков у него терпения не хватало.

    После Польши была командировка в Китай. В Советский Союз вернулся в 1959 году. За плечами был монтаж более 20 котлов, но все эти годы не покидала мысль о конструкторской работе. По возвращении из-за границы, возглавил группу по проектированию котлов для Черепетской ГРЭС.

    В 1962 году, вернувшись из Индии, началось новое проектирование котлов для Новочеркасской ГРЭС. Эти котлы до сих пор обогревают область, а проектные чертежи хранят подписи их главного конструктора – М.Ф.Тарелкина.

    В августе 1975 года Михаила Федоровича пригласили в промышленный отдел обкома партии и предложили возглавить Волгодонский завод тяжелого машиностроения.

    2 сентября 1975 года был издан приказ о назначении Тарелкина Михаила Федоровича директором строящегося завода.

    Волгодонск показался Тарелкину милым провинциальным городком, но совершенно не готовым к великой стройке: кругом голая степь. Новый директор сразу определился по кардинальным направлениям. Городу нужен аэропорт, жилье, общественный транспорт, институт для подготовки кадров. Заводу, прежде всего, нужен третий корпус!

Через некоторое время Михаил Федорович был назначен членом коллегии Министерства энергетического машиностроения. Принадлежность к коллегии давала большие преимущества и возможность принятия самостоятельных решений.

    Насущной была проблема транспорта. Тарелкин настаивал: Волгодонску нужен только троллейбус! Но троллейбус был доступным большим городам. По территории и численности населения Волгодонск под нужные параметры не подходил (в 1974 г. в Волгодонске проживало 35 тысяч жителей).

    Поддержка пришла от Николая Михайловича Иваницкого, второго секретаря Ростовского обкома партии, идея с троллейбусами была согласована в ЦК КПСС.

  С жильем проблема решалась намного проще, чем с троллейбусами. В Москве Тарелкину М.Ф. удалось договориться с директорами комбинатов крупнопанельного домостроения. Волгодонск обеспечивал фондовые материалы и командировал туда своих работников. В город почти сразу же «пошли» дома московской серии.

    Но главной задачей и главной заботой директора был третий корпус. Атоммашевцев в ЦК поддержал тогда Аркадий Вольский, возглавлявший сектор автомобильной промышленности отдела машиностроения.

    Сооружение третьего корпуса во многом определило темпы строительства всего завода. Когда говорили, что корпус построят за год, в это мало кто верил. В Минэнергомаше утверждали, что это не возможно, а в Волгодонске настаивали, что к новому (1977) году - сдадут.

В ноябре уже заканчивали кровлю и устраивали фундаменты под станки. Подъездные пути в виде железной дороги к корпусу в проекте отсутствовали. К началу декабря ее соорудили, и после первой декады начался массовый завоз оборудования. Работали круглосуточно. Каждый день корпус пополнялся 20-30 станками. Сдачу в эксплуатацию приурочили ко Дню энергетика. Но сроки сократились еще на несколько дней – было решено преподнести трудовой подарок ко дню рождения генерального секретаря компартии Л.И.Брежнева.

  17 декабря встречали комиссию госприёмки, которая дотошно осматривала предъявленный к сдаче первый производственный объект будущего завода - гиганта. Министр Виктор Васильевич Кротов от увиденного был в изумлении: над входными воротами в корпус висело панно с портретом Л.И.Брежнева, во всю стену третьего корпуса огромными буквами было написано: «Атоммаш – это гордость твоя, комсомол!», рабочие в красивой спецодежде, залитые светом пролеты, станки (100 уже было смонтировано), работа грузовых кранов. Не остались без внимания гостей и накануне посаженные молоденькие ёлочки.

«Ну, Тарелкин, ты молодец!», - воскликнул министр. Директор завода заметил, что без Юрия Даниловича Чечинаничего бы этого сделать не удалось.

    На митинг собрались сотни людей. На трибуне - представители обкома партии и облисполкома, первые лица города и завода, передовые рабочие.

    Досрочный ввод корпуса в строй – первая большая трудовая победа строителей и заводчан.

С подписанием актов приема в эксплуатацию менялся статус завода. Отныне он становился действующим.

    В 1979 году государство высоко оценило вклад Михаила Федоровича Тарелкина в общее дело - он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    В 1978-1989 гг. М.Ф.Тарелкин - первый заместитель генерального директора ПО «Атоммаш» по планированию качества.

    Когда в 1978 году на Атоммаше побывала комиссия МАГАТЭ, ее эксперты высоко оценили качество атоммашевской марки, выразив мнение, что объемы неразрушающего контроля здесь намного выше, чем во Франции…
Визит на Атоммаш партийно-правительственной делегации ГДР. 1977 г.jpgВизит на ПО Атоммаш. 1980-е годы. (слева М.Ф.Тарелкин).jpg
Визит на ПО «Атоммаш» партийно-правительственной делегации ГДР. (справа директор завода М.Ф. Тарелкин), 1977 год.

Визит на ПО "Атоммаш".

(Слева М.Ф.Тарелкин).

1980-е годы.

    С сентября 1989 г. по февраль 1995 г. Тарелкин М.Ф. - помощник генерального директора, консультант по планированию качества. В 1995-1996 гг. - ведущий инженер-переводчик.

    За годы своей трудовой деятельности Михаил Федорович был членом коллегии Министерства тяжелого машиностроения СССР, вел большую общественную работу, несколько созывов избирался депутатом Волгодонского городского Совета народных депутатов, возглавлял комиссию по промышленности.

    Среди множества наград Михаила Федоровича - два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов.

    Эрудит, полиглот, владеющий десятью языками, высокообразованный специалист, он был очень скромным, до аскетизма не притязательным в быту, человеком.

    Умер Тарелкин М. Ф. 3 сентября 2007 года, похоронен в г.Волгодонск на аллее Почетных захоронений кладбища №1.

    Огромный вклад Тарелкина Михаила Фёдоровича вписан в историю завода, города, страны.

Изображения – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».

При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».