location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Лесин Михаил Федорович

Ветеран Великой Отечественной войны

Лесин Михаил Федорович
Старшина.jpg

(07.11.1926 г. – 20.06.2005 г.)

Данная публикация – трогательный рассказ о жизни М.Ф.Лесина – его сына, Сергея Михайловича Лесина. Мы с благодарностью публикуем его без сокращений.

     «На снимке 1947 года – водолаз Черноморского флота, старшина 2 статьи Лесин Михаил Федорович (20 лет). Михаил Лесин окончил войну в Югославии, восемнадцатилетним краснофлотцем с орденом красной звезды на груди.

Удостоверение участника Великой Отечественной войны:

Серия Е №882463 от 25.02.1981 г.

Ветеран войны

     Все ветераны войны - это люди, пережившие свою смерть. Или несколько своих смертей. И не только своих.

     Ветеран войны отличается от обычного жителя страны, т.е. от нас с вами тем, что участник войны - это человек, которому приходилось неоднократно умирать. Идя в бой, он понимал, что идет на смерть, каждая атака, каждый боевой вылет, каждое погружение под воду или каждая разведка для солдата, возможно, является последней. И для многих таковой и становилась - последней. Но иногда случалось чудо, и человек в бою не погибал. После атаки, после вылета, после возвращения из разведки или после погружения под воду он оставался жить! Это было одновременно и чудом и счастьем.

     Ветераны войны и мы пользуемся разными шкалами общечеловеческих ценностей. Мы живем в цивилизованном безопасном обществе, о своей смерти не думаем и не боимся ее. Мы не думаем о голоде, о болезнях и о хрупкости своего здоровья. Мы находимся в системе координат наших желаний и потребностей, в которой не присутствует цена жизни.

     Ветераны войны - это те участники войны, которые остались в живых. Им посчастливилось остаться в живых, и они теперь живут за себя и за товарищей, погибших рядом с ними. Со времен войны они (осознанно или неосознанно) оценивают окружающую действительность в системе координат, основанной не на сытых потребительских свободах («Я хочу! Здесь и сейчас!»), а на ВЕЧНЫХ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕНННОСТЯХ: человек должен быть накормлен, здоров, одет, согрет, иметь крышу над головой, быть в безопасности, а все остальное - блажь и суета. Их система общечеловеческих координат строится только на одной, но главной ценности – имя ей «жизнь». Ветераны, в отличии от нас - сытых, понимают, что сломанный ноготь -это не горе.

Военный водолаз Черноморского флота

     Водолаз Черноморского Военно-Морского флота Михаил Лесин был одним из немногих в мире водолазов, который смог обеспечить подъем со дна на поверхность донной бесконтактной мины. Не просто мины, а мины, стоящей на боевом взводе. Т.е. мины с приведенными в боевую готовность взрывателями, мины, которая могла взорваться в любой момент. Мы привыкли к внешнему облику морской мины по фильмам как к стальному шару (заполненному взрывчаткой), из которого торчат в разные стороны металлические рога. Металлические рожки мины - это свинцовые стаканы, внутри которых находятся стеклянные ампулы с кислотой. Если корабль коснется мины, мягкий стакан деформируется, кислота попадает на химический взрыватель и происходит взрыв. Донная мина - это совсем другое. Донная мина не плавает. Она лежит на дне под рейдом или фарватером и ждет, когда над ней пройдет корабль. Поэтому она называется донной. Когда над ней проходит судно, мина врывается. Поэтому она называется бесконтактной. В такой мине может быть несколько взрывателей. Магнитный взрыватель: корабли железные и обладают магнитным полем, и когда над миной возникает магнитное поле, сразу срабатывает магнитный взрыватель мины. Акустический взрыватель: когда идет корабль, у него работают двигатели и вращаются гребные винты (все это издает шум в определенном спектре частот). Ккогда над миной возникает шум корабля, срабатывает акустический взрыватель. Гидродинамический взрыватель: во время движения судна им на поверхности воды создаются волны (там, где давление воды большое, поднимается гребень волны, а где давление воды малое, там образуется впадина на поверхности воды). Корабль во время движения формирует череду волн повышенного и пониженного давления в толще воды, и когда над миной проходит судно, оно своими перепадами давления приводит в действие гидродинамический взрыватель в мине. Кроме этого, каждая мина снабжена самоликвидатором. В воде, чем больше глубина, тем больше давление. Мина имеет датчик гидростатического давления. Если мину попытаются поднимать из воды (чтобы ее обезвредить), она взорвется из-за того, что уменьшится гидростатическое давление воды.

     Во время второй мировой войны немцы активно разрабатывали и применяли новые типы подводных стационарных и самодвижущихся мин (самодвижущаяся мина называется торпедой). В это оружие немцы закладывали много новых хитростей. Большой удачей было, когда удавалось вражескую мину или торпеду изучить. Причем, когда Советский Союз заполучал немецкий секрет (это всегда достигалось с большим трудом и жертвами), он делился по просьбе Англии и Америки с ними немецкими новейшими разработками. А эти наши западные союзники, если им удавалось заполучить немецкий секрет, с Советским Союзом им не делились.

     Немецкая донная мина представляла собой цилиндр черного цвета длиной 2,99 м, диаметром 0,66 м, весом 987 кг. Лежит на дне, глубоко зарывшись в донный ил. На поверхности мины имеются отверстия разной формы и величины, а также различные выпуклости и полости (ямки). Каждый взрыватель (основной или самоликвидатора) имеет несколько отверстий в оболочке мины, через которые взрыватель сообщается с морем (внешней средой). Чтобы изучить мину, требовалось: во-первых - ее обнаружить, во-вторых над ней не создавать магнитных полей (водолазный катер должен быть либо деревянным, либо иметь размагниченный корпус), не создавать над ней шум винтов, не поднимать волны, а в-третьих, и это было самое главное, заделать герметично и надежно все отверстия в корпусе мины. В-четвертых - поднять ее, отбуксировать на берег и передать минерам для обезвреживания и изучения.  


Для увеличения, кликните по фото.

Водолаз 2.JPG

Тяжелый водолаз

     Прежде чем под водой заделать отверстия в корпусе мины, надо было их все обнаружить. Для этого ее приходилось всю ощупывать голыми пальцами. Осмотреть, особенно ее нижнюю часть, не представлялось никакой возможности. А именно на нижней (опорной) стороне мины находятся отверстия, обеспечивающие неизвлекаемость мины. Водолазу приходилось ее снизу откапывать, последовательно каждый участок, чтобы наощупь найти и запечатать самые сокровенные дырочки, расположенные на шероховатом брюхе мины. Эту сложную и опасную работу водолаз выполнял в громоздком снаряжении (аквалангов тогда не было). Эта работа длилась, как правило, несколько дней. Попыток подъема мин было много и в Севастополе, и в Одессе, осуществлялись они разными водолазами, но попытки оказывались неудачными, мины взрывались либо из-за того, что не все отверстия оказались загерметизированы, либо из-за того, что отверстия были заделаны ненадежно и в процессе подъема мины открывались. Не всем водолазам удалось дожить до окончания разминирования одесского порта. Михаилу Лесину удалось найти все отверстия в корпусе порученной ему мины и надежно забить их деревянными пробочками. Его мина была поднята на поверхность. Впоследствии он лично обеспечил подъем еще двух магнитных мин. За выполнение этого ответственного и смертельно опасного задания 01 декабря 1945 года он был награжден боевым орденом. Это была его первая правительственная награда, орден Красной Звезды № 1995459, который был ему вручен 29 января 1947 года.

     Подводное разминирование одесского порта и подходных фарватеров в 1944 году заключалось не только в изучении и ликвидации донных мин. Разминирование - это комплексная работа. Это расчистка дна от взрывоопасных устройств в гавани порта, его внутреннего и внешнего рейдов, поиск и уничтожение огромного количества взрывоопасных объектов на дне (мин, бомб, снарядов и т.п.). В этом мероприятии принимало участие много водолазов, среди которых самоотверженно работал и Михаил Лесин.

     До 1943 года Михаил с родителями и сестрой в станице Романовской. Станица Романовская была оккупирована немецко-румынскими войсками в июле 1942 года. После освобождения станицы Красной Армией в первых числах января 1943 года шестнадцатилетнему пареньку (дата рождения 07.11.1926 г.) дали винтовку и, как и остальных его сверстников, включили в истребительный отряд НКВД. Так Михаил стал бойцом истребительного отряда Романовского РО НКВД (удостоверение №075 Романовского районного отделения управления НКВД по Ростовской области от 17.03.1943 г.). Форму бойцам не выдавали, служили они в своей одежде. Отряд привлекался к зачистке территории от фашистских недобитков и приспешников. Жизнь отряда была насыщенной. Один из полицаев убежал на другую сторону Дона по начинающемуся ледоходу. Преследовали его только до реки. Через несколько дней он, обмороженный, вернулся в станицу. Другой случай - полицай убежал из-под ареста, но далеко не ушел, засел с винтовкой в отдельно стоящем домике. Вел огонь из окна. По этому домику из винтовок стреляли бойцы истребительного отряда (романовские пацаны). Этот домик изрешетили пулями насквозь, но ни убить, ни ранить беглеца не смогли. Впоследствии оказалось, что он после каждого своего выстрела ложился на пол. А еще - конвоировали на подводах из Романовской в Зимовники изменников Родины.

     После освобождения советских территорий от оккупации всех парней призывали в армию. Пятого мая 1943 года Михаила призвали в Вооруженные Силы СССР. Он попал в 42-й запасной пехотный полк в Сталинграде стрелком. Задачей полка была расчистка территории вокруг Мамаева Кургана. С 05 августа 1943 года по 24 февраля 1944 года он- ученик водолаза флота в Аварийно-учебном спасательном отряде Военно-Морских Сил. Обучение проходило в школе водолазов на озере Байкал, в городе Слюдянка.

     Одним из воспоминаний моего отца, было о прибытии его на Байкал. Из Сталинграда в Слюдянку они ехали воинским эшелоном летом больше месяца (Транссибирская железнодорожная магистраль была забита воинскими составами в обе стороны). Ехали без бани, в теплушках (вагонах для перевозки лошадей). Когда, наконец-то, оказались жарким летним днем на берегу озера, от которого веяло прохладой, донские пацаны первым делом бросились в воду. И выскочили оттуда, как ошпаренные. Потому что в отличие от донской воды, которая летом теплая, в Байкале температура воды даже летом не превышает восьми градусов Цельсия, т.е. дико холодная.

     В апреле сорок четвертого, через несколько дней после освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков, водолаз Лесин прибыл в 130-й Аварийно-спасательный отряд Черноморского флота (АСО ЧФ), базирующийся в городе Одесса. Здесь он прослужил до мая 1946 года. С мая 1946 по октябрь 1950 года проходил службу в 90-м АСО ЧФ командиром отделения (г. Одесса).

     С сентября 1944 года по лето 1945-го он был прикомандирован к Дунайской военной флотилии, которая с боями пробивалась по реке через Румынию, Болгарию, Югославию и Венгрию. За участие в этих боевых действиях Лесин Михаил Федорович 11 марта 1985 года был удостоен орденом Отечественной Войны второй степени (№2812196) и статуса – Ветеран ВОВ.

_Архив.jpg

Центральный военно-морской архив, фонд 3, опись 1, единица хранения 1217, 1431

Послужной список военного водолаза Лесина таков.

     С апреля 1944 года. Место службы – 130-й АСО ЧФ, г. Одесса. Выполняемая задача - подводная расчистка Одесского порта от взрывоопасных устройств. Кроме этого, рискуя жизнью обеспечил подъем на берег трех магнитных неконтактных донных мин для их изучения взрывотехниками.

     С сентября 1944 года. Место службы - группа по водолазному обеспечению кораблей Дунайской военной флотилии. Выполняемая задача – подъем затонувших кораблей флотилии, ремонт подводной части боевых и обеспечивающих кораблей флотилии, расчистка фарватера реки от мин и подводных препятствий для прохода кораблей флотилии.

     На подступах к столице Югославии Белграду в Дунае огнем вражеской артиллерии был затоплен минометный катер Дунайской флотилии МК-22 (на минометных катерах вместо кормовой танковой башни была установлена установка залпового огня «Катюша»). При его подъеме краснофлотец Лесин по три раза в сутки опускался под воду и в кратчайшие сроки катер был поднят на поверхность. Подъему препятствовала вражеская артиллерия и авиация.

     При подъеме затопленного немецкого тральщика «Графенау» (в сентябре 1944 года в низовьях Дуная в районе Систово) лично обезвредил несколько фугасов.

     Кстати, на память об этой трудной подводной работе водолаз Лесин привез трофей с немецкого военного корабля «Графенау» – столовый прибор - мельхиоровый нож для еды рыбных блюд. Этот нож до сих пор хранят его потомки.

     Дунайская военная флотилия действовала совместно с войсками левого крыла 3-го Украинского фронта, освобождавшего Румынию. Флотилия в сорок четвертом и сорок пятом годах с боями прошла по Дунаю через Румынию и Болгарию, Югославию и Венгрию. Водолазный катер Михаила Лесина встретил Победу девятого мая в Югославии. Дунайская военная флотилия состояла из артиллерийских бронекатеров, судов обеспечения, водолазов (все это - плавсостав) и сухопутных подразделений, сопровождавших флотилию по берегам. В состав сухопутных подразделений флотилии, воюющих на обоих берегах реки, входили пехота и самоходные пушки. В составе действующего фронта, освобождавшего в 1945 году юг Европы от фашистов, флотилия, неся потери в людской силе и технике, с боями прорывалась по реке Дунай.

Дунай.jpg

На Дунае. 1945 год

     По Дунаю, в условиях артиллерийского и авиационного противодействия противника, кораблям флотилии продвигаться было трудно. Кроме этого, река была сильно замусорена в военное время. Нередко корабли флотилии на свои гребные винты наматывали канаты, сети. Помимо того, что водолазам приходилось очищать гребные винты катеров от накрутившихся на них тросов или заделывать пробоины в подводной части, у водолазов флотилии была и другая работа. На пути флотилии встречались взорванные мосты, перегораживающие реку. В этих обломках нужно было найти и обеспечить проход для кораблей. Расчисткой фарватеров занимались водолазы флотилии (частенько - под артиллерийским огнем противника). В Дунае было много затопленных кораблей, больших и малых, лежащих и вдоль, и поперек реки на разной глубине. Противник, отступая, минировал реку на некоторых участках. Перед тем, как двигаться вперед, бронекатерам (основной ударной силе флотилии) необходимо было проводить подводную разведку, а иной раз - и очистку фарватера. И все это - на течении. Кстати, скорость течения в Дунае - один метр в секунду.

     Помимо этого, во многих местах через Дунай противником были переброшены наплавные мосты, по которым с берега на берег перебрасывалась военная техника и грузы. Авиация Красной Армии разрушала эти переправы, и на дне реки вместе с мостами оставались немецкие танки и автомашины. Эти разрушенные наплавные мосты и остатки техники на дне мешали движению флотилии.

     Чтобы обеспечить безостановочное продвижение флотилии по реке, вперед выходил водолазный катер, как правило - ночью, и водолазы расчищали путь кораблям.

     Проиллюстрирую ратные подвиги водолазов флотилии одним примером, рассказанным мне отцом. Пришлось им вытаскивать немецкий танк со дна Дуная. С берега под воду водолазы затащили тяжеленные стальные буксировочные тросы, длины их не хватало, приходилось их наращивать. Застропили этими стропами танк, а на берегу в эти тросы впряглись самоходки и вытащили танк, освободив проход кораблям. Таким образом, самоходки использовались не только как артиллерия, но и в качестве бронированных тягачей, чтобы вытаскивать из воды навигационные препятствия.

     Не знаю, был во флотилии один водолазный катер или их было несколько, но потери среди водолазов были. Немецкая артиллерия постоянно обстреливала наши корабли. Доставалось и водолазному катеру. Одним из попаданий снаряда в водолазный катер водолаз Лесин был контужен. Осколки снаряда его не поразили (слава Богу), но от удара взрывной волны он потерял сознание и на несколько дней из-за тошноты и потери речи был отстранен от работы.

     После окончания войны, в 1946 – 1949 годах, Лесин Михаил Федорович служил в 90 АСО ЧФ. Занимался судоподъемом в Черном море. Поднимал трофейные суда в водах Болгарии (порт Варна) и Румынии (порт Констанца). Например, четыре немецкие быстроходные десантные баржи. 

Билет.jpg

Комсомольский билет Михаила Лесина

     Когда закончилась война, краснофлотцу-орденоносцу Михаилу Лесину, опытному военному водолазу, было 18 лет.

Советский человек

     Советский человек – это подавляющее большинство жителей Союза Советских Социалистических Республик (СССР), которые в войну и мирное время не жалели свои жизни за свою Родину и самоотверженно трудились на благо своей страны. Таким был и Михаил Лесин. Это поколение советских людей осознанно или неосознанно жило под девизом «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Эти героические люди отдавали свои жизни за независимость своей страны и трудились во благо строительства светлого будущего для своих детей, и за это им - великое спасибо! 

Ветеран.jpg

Михаил Федорович. Фото 1994 г.

     На правой стороне груди: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени, нагрудный знак ветерана Отечественной войны «Фронтовик 1941-1945», на лацкане пиджака - знак водолаза 1 класса. На груди слева: медали.

     Как известно, нравственные принципы и мировоззрение у людей формируются в юности. Молодость Михаила Лесина пришлась на военную пору. Поэтому, он, как и все участники войны, был честным.

     Ветеран войны Михаил Лесин, как и многие другие советские люди, свои боевые и трудовые подвиги совершал ради своей страны, ради ее процветания. За добросовестный труд его многократно поощряли благодарностями и почетными грамотами от лица руководства. Седьмого января 1981 года его добросовестный труд отметило государство - медалью «Ветеран труда». Всего Лесин Михаил Федорович имел 12 правительственных наград: два ордена, девять медалей и один нагрудный знак.

     В ряды Коммунистической партии Советского Союза он не вступил, хотя ему это неоднократно предлагали. Он имел образование 9 классов школы, которые успел закончить в 1942 году, до оккупации немецкими войсками станицы Романовской Ростовской области. Был скромным и порядочным человеком. Михаил Лесин был на работе и дома мастером на все руки, исполнительным, ответственным и смекалистым.

     Был хорошим семьянином, вырастил двух сыновей и дал им высшее образование. Прожил жизнь достойным и уважаемым человеком.

Послевоенная жизнь Михаила Лесина

     Старшина первой статьи, командир отделения водолазов Михаил Лесин демобилизовался из рядов Советской армии в октябре 1950 года в г. Одессе. В 1948 году началась грандиозная стройка – строительство Волгодонского судоходного канала (ВДСК). На Дону начали возводить гигантский объект ВДСК – Цимлянский гидроузел. 15 ноября 1950 года в возрасте 24 лет он устроился на работу в Главную Волгодонскую контору Гидромеханизации МВД СССР, на строительство Цимлянского гидроузла, для выполнения водолазных работ. Водолазы внесли большую лепту в строительство этого объекта. Водолазов было трое. Так втроем они на Участке судоходных сооружений Цимлянского гидроузла доработали до выхода на пенсию.

     С 06 мая 1952 года, в возрасте 25 лет, после завершения строительства Цимлянского гидроузла, продолжил работу водолазом в Цимлянском районе гидротехнических сооружений Волгодонского судоходного канала имени В.И. Ленина (работал водолазом на шлюзах №14 и №15). Вышел на пенсию 31 октября 1978 года.

     В свободное от работы время был охотником, собачатником, рыбаком, садоводом и огородником. Немногословен, хорошо и с удовольствием пел.

     С июня 1952 года до конца своих дней проживал со своей семьей в квартире по адресу г. Волгодонск, ул. Волгодонская 3 кв. 6. Женат с 1948 года на Лесиной Марии Ивановне. Сыновья: Сергей – 1954 года рождения и Владимир – 1957 года. В 1980-1990 годы со своей супругой помогал детям растить двух внучек и двух внуков.

     С 1994 года вдовец. Умер 20 июня 2005 года. Похоронен в Волгодонске на кладбище №1 рядом с супругой.

Лесин С.М.»


При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».