location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Жук Сергей Яковлевич
Жук С.Я..jpg

Жук Сергей Яковлевич

(04.04.1892 - 01.03.1957)

Герой Социалистического Труда, советский гидротехник, генерал-майор инженерно-технической службы, академик АН СССР

Родился 23 марта (4 апреля) 1892 года в городе Киев в семье служащего. Украинец. Учился во 2-й Киевской гимназии, после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус. В 1914 году поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, через год перевёлся на второй курс Института инженеров путей сообщения, потом продолжил образование в Алексеевском военно-инженерном училище, располагавшееся в Киеве, которое окончил в ноябре 1916 года. В 1917 году с отличием окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения. Был направлен в Сибирь, в саперный батальон. Участник Гражданской войны. После войны продолжал службу в Красной Армии, был преподавателем в военной школе имени Каменева, Сумской артиллерийской и Полтавской пехотной школах. С 1931 года работал в органах госбезопасности.

В должности заместителя главного инженера Беломорстроя активно участвовал в строительстве Беломорско-Балтийского канала, осуществлял научно-техническое руководство проектированием крупнейших гидротехнических сооружений. В августе 1933 года был награжден орденом Ленина. 

ВЭИМ_НВ_80-101 Жук С.Я..jpg

После Беломорстроя С.Я.Жук был откомандирован на строительство следующего важного объекта – канала Москва-Волга. В октябре 1932 года – декабре 1933 года – заместитель главного инженера, затем главный инженер по строительству канала Москва – Волга. Под его руководством на участке 128 км было сооружено более 200 различных гидротехнических сооружений. С сентября 1935 года по сентябрь 1937 года – главный инженер строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. В мае 1937 года, после сдачи канала в эксплуатацию, за исключительные заслуги в строительстве канала Москва награжден легковой автомашиной ЗиС. Дивизионный инженер (28.08.1936).

В сентябре 1937 года С.Я.Жук назначен временно исполняющим обязанности начальника строительства и главным инженером Управления строительства Куйбышевского гидроузла. Его первым заместителем был А.Н.Комаровский. С июня 1939 года - первый заместитель начальника этого же строительства. 11 сентября 1940 года присвоено специальное звание «старший майор государственной безопасности».

С сентября 1940 года по август 1941 года – главный инженер и первый заместитель начальника Главгидростроя НКВД СССР; с августа 1941 года – главный инженер и заместитель начальника Главного управления оборонительных работ (ГУОБР) НКВД СССР; с ноября 1941 – начальник отдела гидротехнических работ Главпромстроя НКВД СССР. В январе 1942 года назначен начальником Проектно-изыскательского управления гидротехнических работ (Гидропроект) Главпромстроя НКВД СССР (с марта 1946 года – МВД СССР).

22 февраля 1943 года ему присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-технической службы».

В 1943 году, сразу после окончания Сталинградской битвы, начались проектно-изыскательские работы по строительству канала Волга – Дон. Работы вновь велись под непосредственным руководством С.Я.Жука. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. В марте 1948 года С.Я. Жук назначен главным инженером Волгодонстроя МВД СССР. В 1949 году было организовано Главное управление строительства Волго-Донского водного пути («Главгидроволгодонстрой») МВД СССР, главным инженером был назначен С.Я.Жук. С марта 1950 года – начальник Управления проектирования, изысканий и исследований для строительства гидротехнических сооружений (Гидропроект) МВД СССР.

Весной 1948г. накануне строительства в междуречье Волги и Дона приехал начальник Гидропроекта и главный инженер Волгодонстроя Сергей Яковлевич Жук. С ним прибыла группа ведущих работников Гидропроекта.

В августе 1951г. было решено мобилизовать все силы на быстрейшее завершение подготовки к пуску вод Дона по новому руслу, чтобы наполнить водой рукотворное Цимлянское море. Но прежде чем осуществить задуманное, надо было выполнить другую объёмную работу: пойму Дона должна была перегородить огромным коромыслом намывная плотина длиной около 13 км. Центр её на протяжении 500 м будет выполнен из бетона. Расчётами и проектами этой плотины занимался как раз главный инженер Главгидроволгодонскстроя С.Я.Жук. С ведущими специалистами строительства он разработал совершенно новую конструкцию плотины. По их предложению фундамент плотины впервые в мире сооружался из намывного песка и на песчаном грунте, то есть не на твёрдом, а на мягком основании.

Инженеры из-за рубежа иронически посмеивались и строили недвусмысленные предположения по поводу того, что советские инженеры нарушили традиционный закон, который диктует своё, раз и навсегда утвержденное и апробированное правило. Согласно ему бетон должен быть уложен на скале. В этом – прочность основания гидросооружения. Но скал на пути Дона нет. А, значит, надо было отказаться от строительства ГЭС, которая так необходима. Ведь она даст юго-востоку России дешевую электроэнергию.

С.Я.Жук не остановился перед проблемой и смело пошёл на поиски новых форм проектирования плотины. И нашел новый в мировой практике вариант. Иностранные специалисты немало злословили по поводу того, что подобная песчаная плотина продержится лишь до первой воды, а когда к ней подступит море, по проекту вмещающее 24 миллиарда кубометров воды, она рухнет, как карточный домик. Но советские инженеры под руководством С.Я.Жука продолжали оспаривать и утверждать, что плотина выдержит и устоит против напора воды, которую вместит водохранилище. А чтобы волны не размыли песок, плотину со стороны моря покрыли железобетонными плитами полутораметровой толщины, предохранив таким образом песчаные откосы от разрушающих штормов и ветров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 года за особые выдающиеся заслуги и самоотверженную работу по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала имени В.И.Ленина, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тысяч гектаров засушливых земель Ростовской области начальнику «Гидропроекта» и главному инженеру «Главгидроволгодонстроя» Жуку Сергею Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В копилке его наград также: три ордена Ленина, орден Красной Звезды, орден Красного Знамени, десятки медалей.

С марта 1953 года – начальник Гидропроекта Министерства электростанций и электропромышленности СССР. До последних дней осуществлял руководство проектными, изыскательскими и исследовательскими работами по Сталинградской, Саратовской гидроэлектростанциям на Волге, Боткинской и Нижне-Камской на Каме и другим гидротехническим сооружениям.

Непрерывно обобщая научно-исследовательский, конструкторский и строительный опыт гидроэнергетического, воднотранспортного и ирригационного строительства, С.Я Жук сделал крупный вклад в развитие советской науки и техники и создал школу гидротехников.

В 1953 году избран академиком Академик АН СССР по направлению «гидротехника». Лауреат Сталинских премий за 1949 год (03.03.1950 – за разработку проекта Волго-Донского канала) и за 1950 год (14.03.1951 – за разработку проектного задания Куйбышевской ГЭС).

Его имя навечно осталось в нашем музее и в Волгоградском музее канала Волго-Дон и было присвоено институту «Гидропроект» в Москве.

Умер С. Я. Жук 1 марта 1957 года. Был кремирован, прах помещён в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Изображения – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».

При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».