location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Часы каминные "Венера и Амур".

Часы каминные "Венера и Амур".

Франция. Начало XIX в. Бронза.

Литье, прочеканка. Горячее золочение.

Для увеличения, кликните по фото.

Часы-Венера-и-Амур.jpg

В конце XVIII - начале XIХ веков французская бронза была одним из основных элементов убранства парадных интерьеров дворцов и особняков русского дворянства. Большой объём дворцовых заказов способствовал привлечению к работе в Российской империи многочисленных западно-европейских бронзовщиков, литейщиков, чеканщиков и позолотчиков. В XIX веке в Санкт-Петербурге и Москве свои мастерские открыли Самуил Вёль, Феликс Шопен и Виктор Габю.

Часы каминные "Венера и Амур" из коллекции «Механизмы. Приборы» выполнены на фигурном постаменте с прорезным растительным орнаментом в нижней части и накладными цветочными гирляндами по фронтону. Боковые поверхности украшены геометрическим узором. Задняя стенка постамента гладкая. В центре постамента круглый циферблат, покрытый эмалью с римской нумерацией для часовой стрелки и арабскими цифрами для минутной. Стрелки выполнены из латуни в форме переплетающихся стеблей. Под циферблатом в стилизованной веерообразной раковине фигурки двух целующихся голубков на колчане со стрелами. В верхней части постамент украшен скульптурной композицией: Венера, сидящая на камне и стоящий справа от нее Амур с луком в правой руке. Левую руку протягивает к Венере. В приподнятых руках Венера держит колчан и стрелу. На коленях у нее цветочная гирлянда, у ног венок. По сторонам цветочно-лиственные плетенки. Опорой для постамента впереди служат цветочные розетки и решетка из стеблей. Задние ножки дугообразной формы.

При создании часов в старину использовалась очень трудоёмкая и редкая техника горячего золочения. Сейчас чаще используется техника гальванизации покрытия, но, тем не менее, горячее золочение продолжает использоваться и сегодня. При горячем золочении получается довольно прочное покрытие на металлической поверхности, но он достаточно опасен для здоровья ювелира, ведь при воздействии высоких температур выделяются вредные ртутные пары.

Процесс золочения состоит из нескольких этапов. Из тончайшего листового золота нарезаются полоски, которые потом сворачиваются в небольшие рулоны. Эти рулоны из чистого золота помещаются в глиняный тигель, предварительно обмазанный влажным мелом (отмученным).

После того, как листовой драгметалл разогреется до светлого каления, к нему добавляется шестикратная порция ртути. Тигель необходимо еще некоторое время выдержать горячим, при этом непрестанно перемешивая содержимое. В итоге получается золотая амальгама, температура плавления которой уже ниже, чем у чистого золота. Полученную смесь необходимо вылить в воду. Затем тестообразная смесь прессуется для удаления излишков ртути. Чистая амальгама затем хранится под водой.

Перед амальгированием поверхность металла хорошо очищается от окислов и обезжиривается. Амальгама наносится на поверхность изделия и разравнивается тонким слоем. Затем изделие необходимо нагреть (подойдет и пламя от раскаленных углей). При воздействии температуры ртуть испаряется, а золото впаивается в металлическую поверхность основы. Затем изделие полируют или матируют. 

Изображения – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».
При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».