location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Зубков Павел Андреевич

(08.07.1925 – 27.12.2016)

ВЭИМ_ОФ_268-1.jpg

Для увеличения, кликните по фото.

Зубков Павел Андреевич, участник Великой Отечественной войны. Участвовал в боях за взятие Берлина и освобождение Праги. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За участие в героическом штурме и взятии Берлина», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией».

Первостроитель, награждён орденом Ленина за строительство Цимлянской ГЭС.

Зубков Павел Андреевич родился 8 июля 1925 года в станице Нижнекундрюченской. Окончил 7 классов Нижнекундрюченской школы.

Когда началась война, парню было 16 лет, на фронт не взяли. А 1942 г в станицу вошли немцы и Зубковых, как и многих станичников, выселили из своего дома. Пришлось ютиться у соседей. А однажды за отказ установить немцам связь (работал линейным надсмотрщиком), фашисты высекли Павла розгами и пригрозили угнать в Германию его вместе с братом и отцом (отец был ранен и вернулся домой только после лечения в Шахтинском госпитале).

Когда колонна, которую угоняли в Германию, проходила мимо заброшенной кузницы, отцу и Павлу удалось сбежать, проскочили в пустую дверь (брат вернулся домой из Германии уже после войны). А вскоре станица была освобождена. Отец снова ушёл на фронт, а Павел работал, восстанавливал связь.

В 1943 году, когда исполнилось 18 лет, он ушёл на передовую. Служил артиллеристом в 71-й зенитно-артиллерийской дивизии резерва главного командования 1-го Украинского фронта. Их часть постоянно перебрасывали в места, где намечался прорыв. Зубков участвовал в боях за Краков, а свою первую награду – медаль «За боевые заслуги» - Павел Зубков получил за бой под Бреслау (батарея, в которой он служил, за один день сбила четыре транспортных «юнкера», два из них было на счету расчёта Зубкова).

Едва дошли и успели окопаться в Берлине, как снова поступил приказ «На Прагу!». Потом перебросили в Австрию, в военные лагеря. Там и закончилась служба Павла Зубкова в 1948 году.2..jpg

Вернувшись на родную донскую землю, поступил в Константиновскую школу механизации и освоил мирную профессию водителя.

А вскоре услышал о грандиозной стройке века – о строительстве Волго-Донского судоходного канала. И по направлению райкома партии в 1949 году приехал на строительство Цимлянского гидроузла. Павел дал слово коммуниста: быть в первой шеренге строителей. Своё слово он сдержал. Успел потру­диться и в третьем районе, где строилась сама ГЭС, и на шлюзах, и на прокладке канала.

Немного времени Зубков поработал на самосвале ЗИС-585, а потом получил новенький МАЗ-205 - первый советский пятитонный дизельный грузовик, который казался тогда верхом совершенства техники.3. ВЭИМ_ОФ_2634-15.jpg 

Вначале Павел Зубков был заместителем бригадира, а вскоре стал бригадиром. В подчинении оказались большой коллектив и много техники: 22 самосвала, грейдеры, экскаваторы и многое другое. Всего же в ДМТК – дизельной механизированной транспортной колонне насчитывалось до 400 машин.

Работали на износ - по 12 часов в сутки, а иног­да и больше. Водители самосвалов давали тройную норму. Вместо 18 рейсов в смену делали больше пятидесяти! Обычно останавливались минут на пятнадцать, чтобы слегка отдохнуть, а дальше — снова за работу. Не было времени даже поесть, как следует, перекусывали на ходу, прямо в кабине.

Машина никогда не простаивала. Пока отдыхал Зубков, баранку самосвала крутил его напарник. Вывозили грунт, отсыпали дамбу, потом снова рыли котлован на 14-м шлюзе.

Павел Андреевич вспоминает, как однажды из Москвы приехал кинооператор, съемку вел из его кабины, а потом забрался на капот и снимал на камеру из такого положения, даже снял самого Зубкова. Потом эти кадры облетели всю страну, показывая героический подвиг строителей Волго-Дона.

Стройка близилась к своему завершению, но неожиданно возникли проблемы с выем­кой грунта между 14 и 15 шлюза­ми. Под угрозой был срок сдачи. На объект приехал главный инженер стро­ительства Разин Н.В. и приказал сроч­но убрать перемычку. Тогда Па­вел Зубков предложил объединить бригады водителей, экскаваторщиков и бульдозерис­тов и расчистить дорогу для луч­шей проходимости (пыль на стройке была такая, что быстро ездить было очень тяжело). И дело пошло: скрепер чистил дорожное полотно, поливальная машина сбивала пыль, грузовики уже не тащились по ухабам, а на ровных участках гоняли со скоростью до 100 км/ч. При норме в полторы тысячи кубов грунта, водители пе­ревозили за смену до трех тысяч.

Пресса немедленно окрестила такие темпы «зубковскими». Работу завершили на 5 дней раньше сро­ка.

Но главным, событием стало перекрытие старого русла Дона. Работа была очень ответственной и фактически ювелирной. Всё было продумано до мелочей. По узкой колее шли машины, а через каждые два метра стояли регулировщики с флажками и сигнализировали, где именно ссыпать камень. Надо было точно проехать по направляющим специально построенного моста и вывалить бутовый камень, заполняя 80-метровый проем с водным потоком. Русло Дона перекрывали десятки единиц новых самосвалов минского завода – МАЗ-205. Грузовик, за рулем которого сидел Павел Зубков, первым ссыпал 5 тонн камня в проран с неудержимым потоком воды.

Страшный грохот летящих вниз камней наполнил всю округу, напомнив фронтовику, как во время войны воздух сотрясал гром артиллерии...

За выполнение и перевыполнение производственных заданий не раз получал благодарности с выдачей денежных премий. В сохранившейся трудовой книжке4..jpg

П.А.Зубкова в графе «Сведения о поощрениях и награждениях» за 1951-52 гг можно увидеть такие цифры: 200 руб., 500 руб., 500 руб.,400 руб., 200 руб… Да и в последующие годы за период 1953 по 1955 г имел 7 благодарностей и премии в сумме 1500 руб. (запись в трудовой книжке, с.13).

В фондах Волгодонского эколого-исторического музея бережно хранятся Почётные грамоты Павла Андреевича Зубкова, за высокие показатели в социалистическом соревновании, а также Свидетельство «о занесении в Книгу Почётастроительства Цимлянского гидроузла шофёра 6 строительного района Зубкова Павла Андреевича».

5. ВЭИМ_ОФ_232-7.jpg 6. ВЭИМ_ОФ_232-8.jpg 7. ВЭИМ_ОФ_232-5.jpg

А самая высокая награда, которой был удостоен Павел Зубков за строительство Волго-Дона - орден Ленина (19 сентября 1953 г.).

8. 1950-е годы. Корабль Мгачи, на котором служил Павел Андреевич Зубков. служил помощником капитана по политической части  П.А. Зубков..jpg

Такая оценка труда стала для Павла Андреевича приятной неожиданностью (хотя, многие говорили, что первоначально его подавали на Героя Социалистического Труда). Но Павел Андреевич был очень рад награде. Огорчиться пришлось позже – не смог выступить на празднике в честь окончания строительства гидроэлектростанции, хотя у него было почётное приглашение на центральную трибуну. Внезапно потерял сознание от солнечного удара, когда шел к месту митинга: сказались дикая жара и волнение. Пришлось приходить в себя, вместо того, чтобы выступать с речью.

А далее в трудовой биографии были и работа инструктором в постройкоме, и учеба в вечерней Новосолёновской средней школе, а затем в Ленинградской Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС (с 1958 по 1962 гг., диплом № 825548), и работа на Сахалине в управлении тралового флота первым помощником капитана, а затем и зам. Начальника экспедиции по политической части.

9. 1953 г. Зубков Павел Андреевич - кавалер Ордена Ленина, строитель Цимлянского гидроузла,  работал на Атоммаше.jpg 10. 1958 г. Постройком треста Главгидроузла. Крайний слева - Зубков П.А..jpg

Но в родные места тянуло. В 1966 г., оставив на Сахалине уже обжитую квартиру, Павел Андреевич вернулся в Волгодонск и сразу же был принят на химкомбинат инженером по промышленной эстетике.

1 ноября 1966 г. был назначен директором Дворца Культуры «Октябрь» завкома ВХК (протокол №23 от 1.11.66 г), где работал до февраля 1969 г.

Впоследствии работал на Волгодонском опытно-экспериментальном заводе инженером по социалистическому соревнованию (1969-1972гг), инженером, чуть позже, старшим инженером отдела труда и заработной платы треста «Волгодонскводстрой» (1972-1977 гг), начальником бюро социалистического соревнования отдела организации труда и заработной платы на заводе «Атоммаш» (1977-1982гг.).

Со своей супругой, уроженкой ст.Солёновской, Зинаидой Афанасьевной, Павел познакомился на стройке. Она работала в пожарной охране на шлюзах и на судоходном канале, инспектировала мужской и женский лагеря, а также лагерь строгого режима. Прожил с нею в браке 54 года (её не стало в 2004 г.).

Умер П.А.Зубков 27 декабря 2016 года.

Литература:

1. http://www.vbank.ru/press/publications/2014/5045/

Газета «Волгодонская правда» от 9 мая 2014 года, Игорь Щербаков

2. http://probygdenie.ucoz.ru/index/ls_baev_ju/0-116 Ю. Баев, член редколлегии журнала «ВОЛГО-ДОН», старейший член литературного объединения Волгодонска.

3. http://www.vdonlib.ru/read.php?id0=1677#izotr Куцык, Ю. Из отряда первостроителей о первостроителе П. А. Зубкове Веч. Волгодонск. – 2005. – 23 июля. – С. 3.

4. http://ovolgodonske.ru/2012/04/istoriya-volgodonska-dk-oktyabr/.

История «Октября».

Статья подготовлена по материалам

Т.И.Селиверстовой, старшим научным сотрудником

научно-исторического отдела

Волгодонского эколого-исторического музея