location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Задорожный Николай Николаевич

fdcb6c0069eaaadde3f6cd172f218618.jpg

Задорожный Николай Николаевич

(1941-1998 гг.)

     В городе Волгодонске жил удивительный человек, который всего себя посвятил театральному делу. Он сам жил театром и этим же театральным духом щедро делился со своими учениками. Имя этого человека – Николай Николаевич Задорожный – ученик М.И. Кнебель, актер, режиссер, основатель ТРАМа (театра рабочей молодежи), «Этюд-Студии», художественный руководитель Детской театральной школы г. Волгодонска.

    Н. Н. Задорожный родился 19 февраля 1941 года в Сибири, на руднике Ирша. Туда в 1937 г. был сослан как «враг народа» его отец, Задорожный Николай Иванович, научный сотрудник кафедры физики Московского государственного университета.

     После войны семья перебралась на юг, в провинциальный городок Сороки. Театр манил мальчика с детских лет. В раннем детстве Коля в сказках играл принцев, королевичей и Иван-царевичей.

    Но где-то к четвёртому классу роль простого исполнителя его перестала устраивать. Он создал свою «труппу» из первоклассников и взялся ставить ни много, ни мало – русскую классику. Сначала это был Пушкин, его сказки, поэмы. Поставил «Майскую ночь» Гоголя, Чехова «Юбилей». Заканчивая школу, работал уже со взрослыми актерами над «Бесприданницей» и «Без вины виноватые» Островского.

     Это, скорее всего, была игра в театр, где увлекала сама возможность реализации сюжета на сцене.

    А после школы Н. Задорожный пошёл учиться…в медицинский.

   Случилось так, что в 16 лет он тяжело заболел. Врачи решились на рискованную операцию и вытащили его буквально с того света. Обострённое чувство возвращения к жизни, благодарность и восхищение людьми, его спасшими, определило решение - стать врачом, быть осязаемо полезным людям.

   К третьему курсу Николай Задорожный понял, что мечта о театре его не отпустит. Бросил медицинский, экстерном за два года окончил режиссерский факультет училища и сам пришел в военкомат проситься в армию.

    Отслужил три года на Урале, в войсках ПВО. Затем поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. Судьба подарила Задорожному счастье учиться у народной артистки, профессора, режиссёра и педагога Марии Осиповны Кнебель.

   От самого великого Станиславского, реформатора русской сцены, получила она уроки его «системы», законов, на которых базируется актерское творчество. Мария Осиповна передала свои знания и умения следующим поколениям актеров и режиссёров, всю жизнь посвятив развитию «системы Станиславского», утверждению школы русского театра.

    После учёбы Н. Задорожный сознательно уехал из столицы, хотелось создать что-то своё. В театрах Новосибирска был режиссёром, на его долю выпадало ставить спектакли о строителях коммунизма.

    Затем в качестве приглашённого режиссёра объездил всю страну. Николай Задорожный ставил спектакли в профессиональных театрах Самары, Омска, Иркутска, Кишинёва, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону.

    В Ростове-на-Дону ему предложили набрать курс театрального училища из волгодонцев, с тем, чтобы открыть в городе профессиональный театр. Так он попал в Волгодонск. Это было ровно 40 лет назад, в 1979 году.

  Театр – привилегия больших городов, но был период, когда Волгодонск, строивший завод «Атоммаш», был известен всей стране. В генеральный план развития города входило и строительство театра.  Задорожному показали проект этого здания, и даже фундамент, заложенный на берегу залива. Показали и документы: решение Министерства культуры и постановление облисполкома об открытии театра в Волгодонске.

    Профессиональный театр тогда не состоялся. Зато Н.Н. Задорожный подарил городу нечто изумительное – известный в прошлые годы многим волгодонцам ТРАМ – театр рабочей молодёжи.

   ТРАМ много значил в жизни Николая Николаевича, в его режиссёрской биографии. В годы первых наборов в студию возник такой ансамбль ярко одарённых ребят, что маститые театральные педагоги Москвы и Ленинграда трижды обращались к руководству города с предложением о наборе из студийцев актёрского курса для Молодёжного театра в Волгодонске. И трижды городские власти отказывались от этих предложений, находя объективные и субъективные причины. А затем была сдана в архив и сама идея открытия театра.

    В 1980 г. был первый набор юношей и девушек в театральную студию.

   Организатор и режиссёр – постановщик этюд-студии Н.Н. Задорожный не жалел времени для своих подопечных. Ребята под его руководством всё для себя делали сами. Они были и помощниками режиссёра, и бутафорами, и осветителями, и ведущими, и артистами – словом, исполнителями всех театральных работ.

   Зарождение театральной жизни в Волгодонске было большим и важным событием для жизни ребят и взрослых. Этюд-студия постоянно пополнялась новыми талантами.

   В 1980 г. театр праздновал своё настоящее рождение, когда состоялась премьера спектакля «Три дня на размышление».Это была первая большая работа юных артистов.

   Работы было много. Театр - студия создала концертную бригаду и выезжала в трудовые лагеря с концертами. Ребята выступали в пионерских лагерях «Маяк», «Чайка», в парках «Юность», «Дружба». Их везде ждали. Встречам со студийцами были рады.

    Весной 1982 г. был объявлен очередной набор детей в театральную студию. 2,5 тысячи школьников города проходили творческий конкурс. В студию приняли 50 человек и 10 - в стажёрскую группу.

    Следующий набор в студию был взрослым. Студия не ставила перед собой задачи воспитания будущих профессиональных актёров. Основная её цель состояла в приобщении детей к искусству.

   Был такой учебник упражнений по мастерству актёра – «Этюд». Именно так – «Этюд», и не иначе, назвали студийцы свой будущий театр. Если расшифровать, то это звучит так: экспериментальный театр юношества. Почему экспериментальный? Была идея, чтобы в будущих спектаклях играли дети и взрослые вместе.

    Эстетическое и эпическое – вот две основных точки отсчета театра, две главные его опоры. Человеческое должно опережать творческое, - считал Н.Н.Задорожный.

    Он настраивал своих актеров на поиск, переживание острых нравственно-этических ситуаций. Именно с таким нравственно-пережитым

в личной реальной жизни ситуациями выходили его ребята к зрителю.

    Вместе с подростками «Этюда» с увлечением занимались и молодые рабочие Атоммаша, химзавода, строители.

    Для всех Николай Николаевич находил любимые интересные роли, которые «этюдовцы» играли с большим подъёмом и настроением.

    В 1984 г. к Новому году юные актёры подготовили театральную постановку по сказке Шварца «Два клёна» (в сотрудничестве с городской вокально-инструментальной группой «Ступени»).

   Время шло… Подрастали новые актёры. Своими спектаклями«Приключения Буратино», «Красный раешник», «Карнавал лицедеев», «Сыновьи долги» – студия завоевала звания лауреатов чуть ли не во всех Всероссийских театральных фестивалях.

    К 1984 г. студия поставила около полутора десятков спектаклей на самые разнообразные темы. Зрители принимали их настолько восторженно, что вскоре в городе заговорили: «Наш ТРАМ». И с ним обязательно связывали имя Н.Н. Задорожного.

   Начиная с сентября 1984 г. по 1985 г. в несколько этапов проводился областной смотр-рапорт агитационно-художественных бригад профсоюзов, посвящённый 27 съезду КПССи проходивший под девизом «Труд правит миром!» В этом смотре ТРАМовцы показали себя очень хорошо.

   В те годы в городе не обходилось ни одно городское торжественное мероприятие без выступления студийцев. В декабре 1985 г. проходил смотр агитбригад, посвящённый XXVII съезду КПСС, участвовали в нём и ребята – ТРАМовцы. И навыки, накопленные при частых выступлениях, помогли занять на областном смотре первое место.

   Кроме того, ТРАМ стал лауреатом Всероссийских и Всесоюзных смотров-конкурсов, посвящённых 40-летию Победы. 22 студийца были удостоены медалей лауреатов.

   Во всех, без исключения, работах ТРАМа – высокие уровень духовной и нравственной самореализации и органичности показа, умение просто жить, действовать на сцене.

   Событием жизни ТРАМа стал спектакль «А зори здесь тихие» по одноимённой повести Б.Л.Васильева (1986 г.). Трамовские «Зори» смотреть было трудно, но не от усталости и скуки, от веры – настолько всё убеждало в происходящем на сценической площадке.

   В январе 1986 г. театру было присвоено звание народного.

   Звёздный час шестого поколения студийцев – это международное признание. Спектакль «Весна священная» по пьесе Островского «Снегурочка» представлял Россию на международном театральном фестивале в Москве в январе 1991г. Спектаклю была дана высокая оценка критиков, специалистов, и «Весну священную» восторженно приняли участники фестиваля, зрители: после финального хорала «Аллилуйя любви» зал встал и начал скандировать: «Браво, Волгодонск-сити!». Наши юные актёры за кулисами, оглушённые таким успехом, обнимались, смеялись и плакали от счастья.

   Шли годы, менялось у коллектива многое – название, место расположения, но неизменным оставалось в его творчестве присутствие правды и гражданственности.

   В 1992 году «Этюд-студии» было присвоено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив».

  Этюд-студия стала базой для открытия в городе театрального отделения детской школы искусств и затем театрального отделения городской театральной школы, где Н.Н. Задорожный работал художественным руководителем до конца своих дней…

Умер Н.Н. Задорожный в 1998 г.

   В одном интервью на вопрос журналиста «Что вы хотите в этой жизни лично для себя?» Н.Задорожный ответил: «…Главное, пожалуй, хотел бы, чтобы рядом со мной работали мои ученики. Дело в том, что для меня жизнь – это работа. Там, в реальной жизни, не очень ладно, не очень складно, не очень сытно, не очень устроено. Я там существую. А по-настоящему я живу здесь, в театре… Мою жизнь наполняет поиск и открытие в людях добра и красоты. В этом я чувствую потребность и это мой отклик на «злобу» сегодняшнего дня. Истинная ценность в самой жизни. В том, чтобы не предать в себе человеческое, не изменить тому божественному началу, что заложено в каждом из нас, угадать его, взрастить, сохранить, приумножить. И несмотря на самые неблагоприятные обстоятельства, - искать и находить пути самореализации во всей неповторимости и богатстве твоей индивидуальности, в том, чем наградил тебя Господь».

Материал подготовила Т.И.Селиверстова, старший научный сотрудник научно-исторического отдела Волгодонского эколого-исторического музея (по публикациям СМИ и материалам из фондового собрания музея).