.

Доклад «Современные образовательные технологии в формировании экологической компетенции студентов»


26.jpg




Плотникова О.А.,

преподаватель техникума  ВИТИ НИЯУ МИФИ

Одной из задач экологического образования на современном этапе является формирование у будущих специалистов современного экологического мировоззрения, развивающего способность осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с возможностями природы, исходя из принципа «не навреди». Сегодня система экологического образования строится внутри действующей системы образования, являясь ее важной составляющей. Экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами и преподается в том или ином объеме во всех учебных заведениях.

Новое качество образования может быть достигнуто посредством внедрения компетентностного подхода как результативно-целевой основы образования, а именно за счет изменения учебных и воспитательных целей, образовательных технологий, содержания современного образования, системы оценивания эффективности образовательных систем.

Исходя из личностно-ориентированного и деятельностного характера компетентностного подхода экологическую компетентность можно определить как осмысленную способность, потенциал и опыт личности в осуществлении сложных экологосообразных видов действий, которая может формироваться в различных сферах жизнедеятельности:

  • в познавательной сфере – усвоение способов изучения окружающей среды с применением различных источников, проведение экологических исследований, методов решения экологических проблем, принятия решений в экологических ситуациях;

  • в гражданско-общественной сфере – участие в реализации гражданских прав и обязанностей в области охраны окружающей среды и потребления природных ресурсов, участие в жизни местного сообщества, в проведении экологический акций, в работе общественных природоохранных организаций;

  • в социально-трудовой сфере – ориентация на получение профессий, работу в должностях экологического профиля;

  • в бытовой сфере – здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, сокращение потребления природных ресурсов, соблюдение требований экологической безопасности в быту;

  • в культурно-досуговой сфере – выбор способов проведения досуга, культурно и духовно обогащающих личность, в том числе на природе.

Экологическая компетентность – осознанное, осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации экологически целесообразной деятельности.

Мотивационный компонент экологической компетентности должен включать как личностно, так и социально значимые мотивы. Он предполагает сочетание интересов и потребностей студентов, побуждающих к осуществлению экологической деятельности, а также наличие экологически значимых качеств личности (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность и др.).

Формирование экологической компетентности студентов опирается на основные принципы экологического образования и воспитания:
- непрерывность, последовательность, связь с практикой;
- единство общего, профессионального и экологического образования;
- учет национальных интересов, региональных особенностей, использование традиционной культуры природопользования и охраны природы;
- гуманизация, развитие социально-активной личности, экологического сознания, мышления, культуры.

Реализация этих принципов в учебном процессе способствует подготовке специалистов с высоким уровнем экологического сознания и культуры.
Значимо важны компоненты экологической компетентности:

  • здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни;

  • ценностно-смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности;

  • интеграция – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека;

  • гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг;

  • самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой;

  • социальные взаимодействия – социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем;

  • деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий).

Выделенные компоненты экологической компетентности являются основой в планировании и организации экологического воспитания в техникуме.

Главная цель курса «Экологические основы природопользования» — способствовать формированию экологического мировоззрения студентов, экологической компетентности. Но без деятельностного подхода один лишь знаниевый компонент не может привести к убеждению и формировать мировоззрение. Переход на новые уровни развития требует качественных изменений в практической педагогике. Ведущее место при этом принадлежит обучению умениям самостоятельно приобретать знания, мыслить, творить. При изучении учебной дисциплины студентами технических специальностей ССУЗов традиционная передача обучающемуся необходимого объема экологических знаний недостаточна. Экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологически правильным действиям.

Применение современных образовательных технологий: метода проектов, деловых игр, технологии развития критического мышления, информационных технологий, межпредметной интеграции учебных дисциплин способствует формированию экологической компетентности, повышению мотивации к изучаемому материалу.

Ведущее место занимает метод проектов. Студентам предлагается создать проект решения экологической проблемы, основанный на принципах рационального природопользования. Тематика проектов составляется заранее с учетом региональных экологических проблем. Они актуальны, интересны: «Цимлянское водохранилище: есть ли будущее?», «Рыбные запасы Нижнего Дона: вчера, сегодня, завтра», «Ростовская область – родина уникальных растений», «Современные технологии утилизации бытовых отходов». Для студентов специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений интерес вызывали проекты: «Природные ресурсы Ростовской области для использования в строительстве», «Утилизация строительного мусора», «Экологические строительные материалы». Студенты специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта собирают материалы для проектов по утилизации автомобилей. Тема «Утилизация компьютерной техники» актуальна для студентов специальности Прикладная информатика. Проект выполняется средствами ИКТ в технологии презентации и защищается на итоговом занятии по дисциплине.

При подготовке проекта на экологическую проблему рационального природопользования у студентов в большей мере формируется мотивационный компонент экологической компетентности, проявляющийся в понимании личностной и общественной значимости экологической деятельности, ответственности за ее результаты, осознание необходимости сохранения природы, гармоничной жизни в природе.

Студенты понимают, что хозяйственная деятельность лю­дей должна строиться по принципу природных экосистем, которые экономно расходуют вещество и энергию, что создание экологически безотходных и малоотходных произ­водств может уже предотвратить оскудение природных ресурсов и деградацию природной среды.

В ходе защиты проектов студенты отвечают на вопросы, связанные с сохранением природных ресурсов, применением ресурсосберегающих технологий, современными технологиями переработки отходов, бережным отношением к охране ценных и редких видов растений и животных. Предъявляются определенные требования к содержанию проекта и его защите в соответствии с критериями оценки: обоснование актуальности темы, логичность изложения содержания, аргументированность выводов и результатов, применение компьютерных технологий в оформлении текста, рисунков (схем, графиков), таблиц и приложений, соответствие оформления работы требованиям.

Междисциплинарные связи помогают в решении основных задач подготовки специалистов, повышают мотивацию к обучению дисциплины.

Деловая игра «Чистый город» заставила студентов посмотреть на проблему загрязнения окружающей среды с разных сторон. Игра проводится в форме круглого стола, заседания городской администрации, экологических организаций, фирм, занимающихся сбором конкретных отходов, представителей перерабатывающих заводов, представителей зарубежных фирм, успешно занимающихся утилизацией отходов. Студенты представляют работу фирм по сбору и сортировке различных отходов, перерабатывающих заводов. Рассказывая о новых технологиях переработки отходов, особо отмечают экологическую безопасность производств. Главный принцип рационального природопользования – «используй, охраняя, и охраняй, используя» стал девизом деловой игры. Фотографии улиц города на слайдах презентаций наглядно демонстрировали загрязнение города бытовым и строительным мусором, доказывали актуальность темы деловой игры. В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов формируются важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умение находить решения конкретных задач, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Студенты охотно учатся, когда им интересно, когда они находят свою собственную дорогу в обучении. Деловые игры дают им такую возможность, поскольку в процессе игр проявляется сущностная черта компетентности – понимание смыслов, социальной и личностной значимости экологической деятельности для решения экологических проблем.

Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве участников образовательного процесса, на развитии у студентов аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и поиск ее решения, повышает мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины, помогает глубже понять и усвоить изучаемый материал. В ходе применения технологии формируются социально значимые качества личности и, прежде всего, критическое мышление, т.е. способности анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

При изучении тем: «Природные ресурсы», «Загрязнение окружающей среды» студенты составляют кластеры, структурируя учебный материал по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Прием технологии развития критического мышления – составление синквейна, проводится на стадии закрепления материала, позволяет студенту описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний, помогает научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме. Преподаватель может оценить понятийный багаж студентов.

Пример составленного синквейна на термин «Природопользование»:

Природопользование

Рациональное, нерациональное

Охраняет, осваивает, преобразует,

Природные ресурсы на благо человеку

Экологическая сфера.

Технология развития критического мышления направлена на формирование способностей применять полученные знания для решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач в учебной деятельности, желание активного участия в экологической деятельности по выявлению и содействию решению экологических проблем.

В сочинении «Экология Волгодонска» студенты не только анализируют экологическое состояние окружающей среды, выделяя причины, но и предлагают пути разрешения экологических проблем города, что способствует осознанию студентами ограниченности ресурсов природы, интегральной частью которой является человек, формирует убежденность в деятельной причастности к охране и улучшении среды обитания.

Применение в учебном процессе современных образовательных технологии вырабатывает умения и навыки системного мышления, пробуждает у студентов стремление к поиску новых идей, побуждает к творчеству и коллективному взаимодействию, способствует формированию готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, посредством усвоения студентами экологических знаний, эмоционально-ценностных отношений, способов деятельности, соответствующих убеждений, потребностей.


Литература

  1. Евсеев В.О. Деловые игры по формированию экономических компетенций. Учебное пособие. ИНФРА – М.2011. С.254.

  2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М.: МИОО, 2009. – 180 с.



Возврат к списку