Подводный строитель Волго-Дона
Это рассказ о послевоенном времени и о скромном человеке, который принимал участие в строительстве Цимлянского гидроузла и стал не только одним из знаменитостей стройки, но и одним из первых жителей Волгодонска, хотя город тогда был маленьким поселком городского типа и название у него было другое.
Жителю 21-го века почти невозможно понять и представить дух, быт и трудовые будни людей середины века двадцатого. Наша страна тогда была – Союзом Советских Социалистических Республик (далее по тексту СССР). Компьютеров, интернета и смартфонов тогда еще не было, даже телевидения тогда не было. Люди общались либо лично, либо почтовыми письмами. Средствами массовой информации в то время были радио, пресса и кинохроника. Радио было представлено одним каналом на всю страну и несло в массы официальные новости. Уважение в то время завоевывалось не «лайками», а результатами труда, а известность людям приносили: доска почета, местная газета, областная газета, на Союзном уровне – кинохроника, центральная пресса, радио. Наивысший уровень государственного признания – бюст героя на его родине или литературное произведение о человеке в книге. Печатное издание (книга), это был пьедестал, который поднимал статус человека выше всего. В 21-м веке перечисленные выше ступени славы выглядят несколько иначе. Но и тогда и сейчас известность - товар скоропортящийся. Консервируют публичную память о человеке, лишь, музейные стенды, музейные экспозиции и музейные сайты.
Фото из статьи «Водолаз Михаил Лесин».
Газета «Молот» № 231(8773) от 30 сентября 1951 года
Обычно бывает так - люди приезжают в новый для себя город, обосновываются там и живут. Этот город становиться новым родовым гнездом для них самих и их потомков. В случае с Михаилом Лесиным все произошло иначе. Михаил и его жена Мария приехали на строительство Цимлянского гидроузла и участвовали в его строительстве. Они сами, можно так сказать, построили город, который впоследствии стал семейным гнездом для них, для их детей и внуков. А сейчас и правнуков.
Город Волгодонск появился как побочный продукт строительства Волго-Донского судоходного канала (далее по тексту ВДСК). Волго-Донской канал включал в себя два крупных гидротехнических объекта. Собственно канал с тринадцатью судоходными шлюзами между Волгой и Доном и Цимлянский гидроузел на Дону. Цимлянский узел гидротехнических сооружений создал водохранилище на Дону для того, чтобы питать водой судоходный канал и обеспечил гарантированное судоходство от Азовского моря до судоходного канала (в Волгоградской области).
После окончания возведения Цимлянского гидроузла его строители отправились на другие стройки коммунизма СССР. А рядом с гидроузлом осталось два новых крошечных рабочих поселка городского типа, в которых жили эксплуатационники гидроузла. Работники Цимлянской гидроэлектростанции (далее по тексту ГЭС) проживали в поселке, расположенном на Кумшатском бугре, в будущем Цимлянске, а работники судоходных сооружений, порта, головного сооружения Донского магистрального оросительного канала и лесобазы проживали в поселке, расположившемся в голой степи на южной оконечности плотины Цимлянского водохранилища. Этот поселок в 1956 году получил статус города и название «Волгодонск».
Знаковым событием строительства Цимлянского гидроузла являлось перекрытие Дона. В подготовке перекрытия русла реки важная роль отводилась водолазным работам. Эта работа неожиданно превратилась в изнурительное единоборство трех водолазов с разбушевавшимся Доном, но была выполнена в срок, а имя Михаила Лесина прогремело не только на стройке, но и далеко за ее пределами. А дело обстояло так.
На Дону испокон веков ежегодно происходило два наводнения, весеннее половодье и осенний паводок. Весной, после таяния зимних снегов в Тульской, Липецкой, Воронежской и Волгоградских областях, талые воды переполняли реку, скатывались по Дону в Азовское море, значительно поднимая в реке уровень воды. Весеннее половодье заканчивалось в июне. Время осеннего паводка приходилось примерно на октябрь месяц. Осенние дожди в средней полосе России заставляли реку набухать от воды и в октябре-ноябре уровень воды в Дону поднимался. Осенний паводок уступал весеннему по объему, но, тем не менее, уровень воды в Дону осенью повышался. Сейчас, когда все паводки вбирает в себя Цимлянское водохранилище, осенние наводнения напрочь забыты, а в 1951 году осенний паводок ждали с тревогой.
Коренные Волгодонцы
Сегодня градообразующим предприятием города Волгодонска является Ростовская атомная электрическая станция. А до нее, в 1970-1980 градообразующим предприятием был завод «Атоммаш», на строительство которого сюда приехали десятки тысяч людей со всей необъятной страны, многие из которых остались здесь жить и работать. А еще раньше, в конце пятидесятых и шестидесятых годах 20-го века градообразующим предприятием был Химзавод, который также вызвал сюда большой приток людей. Волны миграции пополняли численность горожан за счет приезжего населения и рождали многочисленные поколения новых коренных Волгодонцев.
Среди нынешних горожан (в свои 70 лет город насчитывает более 170 тысяч жителей) скромно затерялись немногочисленные потомки его основателей (участников строительства самого первого градообразующего предприятия – Цимлянского гидроузла). Поселок эксплуатационников судоходных сооружения Цимлянского гидроузла (будущий Волгодонск) застраивался типовыми двухэтажными 12-ти и 8-ми квартирными домами вокруг площади имени Ленина и нынешнего парка «Юность». Население поселка составляло немногим более двух тысяч жителей.
Химзавод с Дворцом культуры (ДК) «Октябрь», «Атоммаш» с кинотеатром «Комсомолец» и Ростовская АЭС с ее ДК им. Курчатова пришли уже в существующий город, а Волгодонск появился поселком городского типа, на пустом месте в придонской степи. Сейчас в городе остались дети первостроителей, им всем уже за 60 и более. Эти немногочисленные старожилы города отличаются от остальных Волгодонцев тем, что помнят о городе не только то, что известно всем, но также: первых учителей и первых врачей города, помнят порт, лесобазу и железнодорожную станцию, помнят автобус «станция Цимлянская- порт», помнят пляж в заливчике у плотины, помнят ДК «Юность», обе танцплощадки, летний кинотеатр и много других атрибутов послевоенного времени и начальных лет молодого Волгодонска.
Первыми жителями нашего славного города наряду с руководителями строительства стали самые достойные строители Цимлянского гидроузла.
Цимлянский гидроузел (далее по тексту ЦГУ) строился в 1948-1950 годах и летом 1951 года был в значительной степени готов. Были уже завершены строительством: земляная дамба длиной почти 13 км, рыбоподъемник, водосливная плотина полукилометровой длины, турбинный цех Цимлянской гидроэлектростанции, оба участка судоходного канала, два судоходных шлюза (шлюз №14 и №15 Волгодонского канала), мостовые переходы через каналы и Дон, головное сооружение оросительного канала и сам оросительный канал, который пролег на десятки километров в придонские засушливые степи. При этом, все объекты гидроузла, которые сейчас наполнены водой, тогда были построены в степи на сухом месте. Воды в них еще не было. Дон продолжал привычно течь по своему руслу и еще не был перекрыт. Он смиренно тек сквозь оставленный для него проем в дамбе будущего водохранилища со скоростью один метр в секунду, чуть севернее водосливной плотины по специально отведенному для него лотку. Этот «лоток» шириной около восьмидесяти метров имел строительное название - проран.
Бывший проран. Фото 2015 года
Перекрытие Дона (засыпка прорана и завершение строительства дамбы) было запланировано на сентябрь 1951 года, чтобы осенью и зимой, к весне наполнить паводком водохранилище и обеспечить судоходство в навигацию 1952 года. Технология перекрытия основывалась на том, что над прораном будет построен деревянный мост, с которого непрерывная вереница автомобилей-самосвалов будет сбрасывать в воду бетонные глыбы, камни, гравий, песок и землю до тех пор пока полностью не засыплет проран. Река, не имея возможности бежать в нижний Дон, начнет заполнять водохранилище.
Чтобы построить над прораном прочный мост, необходимо было поставить в проране семь опор. Опоры временного моста (строительное название - ряжи), как и сам одноразовый мост, проектировались деревянными. Ряжи представляли собой клетку из бревен, внутри наполненную бутовым камнем. Под ряжи на дне прорана в качестве фундамента необходимо было уложить «постели» из бутового камня. Это должны были сделать водолазы. Им предписывалось вручную по дну прорана разнести и выложить ровные участки из нескольких слоев бутового камня в размеченные на дне прорана площадки для «постелей». После окончания водолазных работ строители на «постелях» должны были возвести ряжи, начиная с правого берега, а затем уложить на них полотно моста. Все это планировалось закончить в сентябре до начала осеннего подъема воды. Водолазам на их ручную работу отдавали лето, чтобы уже в начале сентября начать строить ряжи и мост, а в середине сентября засыпать проран.
Но все пошло не по плану. Бутовый камень завезли баржами только в августе и высыпали его несколькими кучами в проран. Камень должны были высыпать небольшими объемами, равномерно распределяя по дну, добавляя его на дно по мере выработки его водолазами. Но, как часто бывает на стройке, высыпали его не постепенно, не небольшими кучками, а вывалили стразу весь. Подводные кучи из бутового камня, во-первых уменьшили проходное сечение прорана и, тем самым, увеличили скорость течения в нем, а во-вторых каменные горы создали турбулентность (завихрения) в потоке воды. Неожиданно оказалось, что водолазы не могут на дне устоять на ногах (скорость турбулентного потока воды в проране была более двух метров в секунду), и тяжелого водолаза как легкую щепку уносило течение. Даже лежать на дне им не удавалось. Бурлящая вода играючи тащила водолаза, несмотря на его шестидесяти килограммовый скафандр.
Морским водолазам пришлось применить смекалку. Пригодился опыт подводной работы водолаза Лесина на Дунайском течении в годы Отечественной войны (в составе Дунайской военной флотилии водолаз-краснофлотец Лесин в 1944-1945 годах прошел с боями Румынию, Болгарию и Югославию). Подводная работа в реке имеет свою специфику, поэтому морскому водолазу для начала необходимо переквалифицироваться в речного (как, например, чтобы из врача-уролога сделать врача-окулиста его необходимо переучить). Михаил единственный из волгодонских водолазов, которому не пришлось переучиваться, поэтому он и задал тон работе, по типу, делай как я. Провели несколько подводных экспериментов и стали работать лежа, одной рукой держась за рельс. Железнодорожный рельс укладывали на дно поперек течения. Водолаз спускался на дно, ложился лицом вниз или на бок, одной рукой удерживался за рельс, а второй рукой нащупывал под собой и вокруг себя камни, двигал их и укладывал в «постель». Стоило неосторожно руку с камнем приподнять над дном, как течение ее стремительно заламывало за спину. Если неосторожно приподнять голову, то вода запрокидывала медный шлем назад и, если бы водолаз не отрывался от рельса и не отлетал вниз по течению, его бы просто-напросто сломало пополам. Водолаз во время работы ничего не видел. Передний иллюминатор его шлема лежал на дне, а боковые иллюминаторы были затянуты плотной мутью. Работа оказалась неимоверно тяжелой физически. Водолазы смертельно уставали и были травмированы ударами камней. Особенно страдали отбитые камнями пальцы рук. Работа по созданию «постелей» двигалась очень медленно.
Великая стройка коммунизма
После победного завершения Великой отечественной войны в 1945 году страна лежала в руинах и разрухе, усугублявшихся потерей 27 миллионов жителей в период войны и продолжающимися смертями бывших фронтовиков от ран и болезней. По стране ходили, может, сотни тысяч, а может быть и миллионы безногих, безруких, слепых и больных калек и инвалидов. Но Советский Союз несмотря на бедственное положение в разрушенных войной промышленности и сельском хозяйстве в сороковых послевоенных годах за счет силы духа советского народа превращался в сверхдержаву - создавал новые военные и мирные индустрии: атомную промышленность, ракетно-космическую технику, реактивную авиацию, каскад гидроэлектрических станций на Волге, Каховское водохранилище на Днепре, Туркменский оросительный канал из Аму-Дарьи и начал Великую стройку коммунизма – судоходное соединение рек Волги и Дона.
Водосливная плотина ЦГУ и Цимлянская ГЭС
ВДСК им В. И. Ленина, соединивший Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом, связал Европейскую часть СССР в единую водную транспортную глубоководную систему, соединив Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря.
Шлюз №14
В состав комплекса ВДСК помимо судоходного канала, пролегающего по нынешней Волгоградской области вошли: Цимлянский гидроузел с гидроэлектростанцией и водохранилищем, система оросительных каналов в Сталинградской и Ростовской областях, ряд железнодорожных и автомобильных магистралей.
Шлюз № 15
Строительство Волго-Донского канала и ЦГУ продолжалось 4,5 года. Рекордно короткий срок для работ такого гигантского масштаба. Работы по строительству Волго-Донского судоходного канала были завершены весной 1952 г. - на 2 года ранее установленного срока. Впервые в нашей стране это стало возможным благодаря сокращению до минимума, на тот момент, доли ручного труда (труда заключенных) и беспрецедентно высокому, на тот момент, уровню механизации строительных работ.
Из-за неожиданно возросшей трудоемкости изготовления фундаментов под ряжи, вызванной увеличившейся скоростью течения в проране, над начальником перекрытия старого русла Дона Федором Ивановичем Резчиковым и начальником строительства гидроузла Василием Арсентьевичем Барабановым нависла реальная опасность срыва сроков перекрытия реки. Если до октября проран не будет засыпан, то в октябре из-за осеннего паводка скорость течения возрастет и водолазные работы придется прекратить. А весной придет еще более буйное половодье, так что к повторному возведению ряжей можно будет приступить лишь летом следующего 1952 года. А товарищ Сталин, который лично контролировал ход работ на Волгодонском судоходном канале и Цимлянском гидроузле очень не любил, когда сроки строительства сдвигались вправо, тем более, на целый год.
Под воду
Вся стройка смотрела на водолазов и «молилась» на них как на единственных спасителей. Водолазы работали самоотверженно. По санитарной норме тяжелому водолазу разрешалось работать под водой не более двух часов в сутки. Водолазов было трое, опускались по одному. Таким образом, по правилам, водолазная станция имела право работать не более шести часов в день. Но они работали до изнеможения, сменяя друг друга, весь световой день, без выходных. Так же, как работали они во время войны - за пределом возможностей и человеческих сил. Так героически работают не за вознаграждение, так работают только во благо своей Родины. На них троих, смертельно уставших и травмированных, с надеждой смотрела вся стройка.
Под водой
Водолаз это универсальный работник. Под воду не пошлешь каменщика, электросварщика, бетонщика, монтажника, слесаря, минера и многих других специалистов. За них всех там работает только один человек – водолаз. Поэтому он не только мастер на все руки, но еще и уникальный специалист. Например, подводная электросварка. Кто из обычных сварщиков может варить под водой? А водолаз умеет. И обязан это делать с хорошим качеством. Это специалист-практик. Причем, речной водолаз в отличие от морского, владеет мастерством работать на течении и умеет выполнять свою трудную работу вслепую. На ощупь. Видимость в речной воде очень ограничена.
Во время возведения ЦГУ много работы и строительной и ремонтной выпало строителям подводным - водолазам. Работы им было много, потому что водолазов было мало. Три человека. И они были, как говорится, нарасхват. Проиллюстрирую их работу на одном примере. При намывке дамбы использовались землесосные снаряды. На земснаряде №508 сорвалась и ушла под воду шестнадцатиметровая рама (ее вес – 40 тонн). Одним концом она уперлась в дно и часть ее занесло грунтом. Земснаряд вышел из строя.
Земснаряд
Водолазы на ощупь под толщей взбаламученной мутной воды восемь часов подряд вручную освобождали тяжелую металлоконструкцию от грунта. А затем застропили ее и рама была поднята и укреплена на прежнее место.
Ряжи начали устанавливать, не дожидаясь окончания работы водолазов. Работы в проране стали вестись параллельно Подводные и надводные. Под водой хрипели от напряжения водолазы, а рядом с ними на готовых «постелях» строители устанавливали ряжи. Другого выхода у руководства стройки не было. А когда первый ряж сбила сорвавшаяся с якоря баржа, его наши водолазы, держась за рельс, поддомкратили и заново установили на место.
Рисунок художника Н. Жукова. 1952 г.
Построенные ряжи еще больше уменьшали проходное сечение прорана и скорость течения возросла до трех метров в секунду. Но водолазы осилили и эту задачу (уже научились работать на течении) и с честью завершили свою невероятной сложности работу. Мне не известно, впитала ли водолазная наука этот уникальный опыт подводных работ и вошел ли он в учебники водолазного мастерства, но, безусловно, это была выдающаяся водолазная работа мирового значения. Водолазы своим трудовым подвигом спасли стройку. Проран был засыпан 22 сентября.
Перекрытие прорана Цимлянского гидроузла 22 сентября 1951 г.
Три донских водолаза моментально стали популярными у журналистов, художников и писателей, посещавших стройку. Уже через неделю о наших водолазах знала вся страна. Фотографии и статьи о них я видел в центральных, областной и городских газетах. В запасниках городского музея хранится портрет (1952 г.) водолаза Лесина кисти московского художника Н. Жукова. Рассказ «Водолаз Михаил Лесин» был на центральном развороте областной газеты «Молот» от 30 сентября 1951 года, журнальный рассказ «Эстафета» Бориса Полевого (1952 г.) есть в Интернете, рассказ «Водолазы» - в книге «Мечта воплощается в жизнь» (Москва, Профиздат 1953 г).
Строящийся поселок постепенно заселялся парт-хоз активом и передовиками стройки. В число особо отличившихся попали и водолазы. 26-ти летний комсомолец Лесин получил квартиру в первом доме, построенном на ул. Волгодонской. В нее он переехал из поселка Новосоленовский. По мере сдачи в эксплуатацию новых жилых домов, вскоре в свои квартиры вселились и остальные два водолаза. Кстати, все трое жили в так называемых «изолированных квартирах». Так назывались квартиры, в которых жила одна семья. Из-за катастрофической нехватки жилплощади в каждую новую квартиру, обычно, вселяли по две семьи (практика огульного подселения продолжалась до первой половины шестидесятых годов).
Улица имени Волго Дона
Ул. Волгодонская, дом №1. Последние 60 лет этот адрес в Волгодонске принадлежит зданию городской администрации, расположенному на площади им. Ленина. Но в 1952 году Михаил Лесин получил квартиру в двухэтажном доме именно с этим адресом (ул. Волгодонская 1). Дом был построен первым на улице Волгодонской.
Дом №1 на ул. Волгодонской. Фото 1959 г.
На фоне дома автор настоящего рассказа
В начале 1960-х годов нечетная сторона улицы Волгодонской была перенумерована и почтовый адрес квартиры Лесиных поменялся с ул. Волгодонской №1 на Волгодонскую №3. Кстати, водолазы Назаренко и Веселовский получили квартиры в доме №9 (впоследствии №11) по ул. Волгодонской.
После окончания строительства водолазы сменили статус, превратившись из строителей в эксплуатационников гидроузла. До выхода на пенсию они все трое работали водолазами на Участке судоходных сооружений Цимлянского гидроузла (шлюз №14 и шлюз №15).
Если во время возведения Гидроузла начальник четвертого строительного района ЦГУ Резчиков Ф.И. говорил о водолазах: «Колдуны вы, настоящие колдуны подводные – куда вас ни пошли все сделаете…», то и во все последующие годы наши водолазы оставались «подводными колдунами». Бывшие военные водолазы они были исполнительными, смекалистыми, надежными и высокими профессионалами.
Водолаз Назаренко А.П. готовится под воду.
Снаряжает его водолаз Веселовский С.И.
Фото начала 1970-х годов.
Водолаз под водой должен быть мастером на все руки. И плотник, и бетонщик, и слесарь, и электросварщик, и строитель и монтажник. В зимние сезоны работы водолазам под водой почти нет. Камеры шлюзов осушены. В зимние сезоны они (мастера на все руки) становились механиками и строителями. Например, в начале 60-х в обоих шлюзах (14-м и 15-м) выполняли работы по повышению эксплуатационной надежности шлюзовых камер. Сверлили перфоратором стены и дно шлюзовых камер и закачивали бетон в зиявшие под ними пустоты. Кстати, одним из авторов рацпредложения, по которым велись эти работы, был Михаил Лесин.
Фото 1976 г. Водолаз 1 класса Лесин М.Ф.
До середины шестидесятых годов водолазная станция ЦГУ располагалась на несамоходном понтоне. В 1966 году Участок судоходных сооружений Цимлянского гидроузла получил старую десятитонную самоходную баржу с верхнего Дона и оборудовал на ней самоходную водолазную станцию. В 1971 году водолазы получили уже новый стандартный водолазный катер типа «Ярославец» с установленным на нем водолазным оборудованием и, даже, с декомпрессионной камерой (его можно увидеть пришвартованным у стенки шлюза №14 на правом берегу судоходного канала). Помимо основной деятельности, водолазы еще искали и поднимали на поверхность утонувших людей в Дону и водохранилище, освобождали гребные винты рыбацких сейнеров в Цимлянском море от намотавшихся сетей и тросов.
Лесины
Лесины, Михаил и его жена Лесина Мария, принимали участие в строительстве Цимлянского гидроузла с 1950 года. Михаил - в качестве работника стройки, а Мария - в качестве работника инфраструктуры стройки. Лесин Михаил Федорович работал на стройке водолазом, а Лесина Мария Ивановна работала учителем математики в школе поселка Ново-Соленовский.
Лесины Михаил и Мария. 1952 г.
Лесин Михаил Федорович был призван на воинскую службу в возрасте 16 лет в самый разгар Великой Отечественной войны, в мае 1943 года, после освобождения станицы Романовской от немецко-фашистских захватчиков. В этом же 1943 году был послан обучаться в водолазной школе на озере Байкал в г. Слюдянка. В апреле 1944 года в составе Черноморского военно-морского флота года начал водолазную службу в только что освобожденной Одессе. Занимался подводным разминированием, подъемом затонувших судов, а с августа 1944 до окончания войны в 1945 году в составе Дунайской военной флотилии на водолазном катере с боями прошел по Дунаю через Румынию, Болгарию и закончил войну в Югославии с орденом Красной звезды на груди.
После окончания войны остался на сверхсрочную службу. Работы у водолазов после войны в Черном море было много: подводное разминирование, подъем затонувших судов, расчистка дна в гаванях портов и на фарватерах в городах Одесса, Севастополь, а так же Болгарская Варна и Румынская Констанца. Его воинская часть базировалась в Одессе. Оттуда он в 1949 году приехал в отпуск к родителям в станицу Романовскую, рядом с которой кипело строительство Цимлянского гидроузла и получил согласие на прием его здесь на работу. Водолазы стройке были нужны. Он вернулся в свою часть, демобилизовался из рядов черноморского военно-морского флота и приехал вольнонаемным на стройку ЦГУ.
Устроившись на работу он, увлек сюда и своих товарищей-сослуживцев. Приехали водолаз Назаренко Александр Павлович из Романовской и Веселовский Сергей Иванович из Дубенцов. Этой неразлучной тройкой они проработали водолазами ЦГУ до середины семидесятых годов.
Лесина Мария Ивановна всю жизнь проработала учителем математики в старших классах. В 1948 г окончила Одесский гидрометеорологический институт, куда поступила в 1943 г сразу после освобождения пос. Синегорский (Белокалитвенский р-н Ростовской области) от немецких оккупантов. Так как в 1943 году институт был в эвакуации, в столице советской Туркмении, она училась в г. Ашхабаде. В 1945 году институт вернулся в Одессу, где она и познакомилась с Михаилом Лесиным – моряком Черноморского военного флота. В 1948 году они поженились.
В 1950 году Мария Лесина устроилась учителем математики в среднюю школу в поселке Новосоленовском. В 1952 году Мария перевелась в будущую Волгодонскую среднюю школу №1. Проработала в ней учителем математики и классным руководителем до 1981 года (на пенсию вышла в 1978 году). В городе Волгодонске она была заметным человеком, в шестидесятые годы была депутатом городского совета двух созывов. Из жизни она ушла в 1994 году. Родила (1954 и 1957) и воспитала с мужем двух сыновей Сергея и Владимира, оба получили высшее образование.
В памяти людей она осталась мудрой, строгой, справедливой, терпеливой и доброй. Благодаря высоким профессиональным и человеческим качествам, учителем и классным руководителем она была хорошим. До сих раздаются от ее бывших учеников добрые и уважительные слова о ней.
Михаил и Мария Лесины. 1992 год.
Михаил Федорович Лесин, ветеран Великой Отечественной войны, награжденный двумя орденами и девятью медалями, проработал водолазом Цимлянского гидроузла до выхода на заслуженный отдых в 1978 году. В Волгодонске он прожил до конца своих дней. Умер в 2005 году в возрасте 79 лет. Похоронен на кладбище №1 рядом со своей женой.
Память
Наш город благодарно помнит своих создателей. Он хранит память о них на стендах своих музеев, на мемориальных досках, в названиях улиц и на ярких страницах сайта Волгодонского эколого-исторического музея.
Лесин Сергей Михайлович
май 2020 г.
При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».