О.М. АНТОНОВ, научный сотрудник
Волгодонского эколого-исторического музея
ТАЙНЫ ВОЛГО-ДОНА НА СПИЧЕЧНЫХ ЭТИКЕТКАХ…
В послевоенное время реализовался один из проектов соединения рек Волги и Дона, несбывшаяся попытка государственных деятелей прошлого.
Разработанная институтом «Гидропроект» генеральная схема Волго-Донского судоходного канала, утверждается Советом Министров СССР в 1948 году. Руководство стройкой возлагается на академика Сергея Яковлевича Жука.
Комплекс организационно-строительных работ включал в себя мероприятия по переселению жителей из зоны затопления; сооружение оросительных каналов, шлюзов, Цимлянского гидроузла; возведение эксплуатационных поселков, выросших затем в города, такие как Волгодонск, Цимлянск. Задействованы были колоссальные людские и материальные ресурсы.
Воспоминания очевидцев, произведения литературы, живописи, музыки, предметы быта и многое другое остаются свидетелями великой стройки.
Виды Волга-Донского канала запечатлелись и на этикетках спичечных коробков. Такую продукцию выпускали комбинаты Гомеля, Ново-Борисова, Калуги, фабрики Пинска, Благовещенска, Риги и Лиепаи.
Спичечные этикетки, помимо коллекционного интереса, вызывают краеведческий. Некоторые из них сохраняют память об исчезнувших элементах и нереализованных проектах, ошибки и несоответствия с действительностью.
ПРОПАЛ СТАЛИН…