Потапова Юлия Борисовна, старший научный сотрудник
ГБУК РО «Аксайский военно-исторический музей».
Костяное навершие на лук,
найденное на территории Аксайского района
В 2008 году коллекция фонда «Археология» АВИМ пополнилась материалами из курганного могильника Дюнный, состоявшего из одиночного кургана, расположенного в 950 м к СЗ от современного берега Дона на участке высокой поймы, изрезанной руслами древних затянувшихся проток. Материалы исследований автор раскопок А. Посегун в 2009 году опубликовал в 6 выпуске «Археологических записок» Донского археологического общества. В кургане было исследовано 42 погребения, нас же интересует погребение 22 (рис. 2). Это погребение впускное, автор раскопок датирует его серединой VI в. до н. э. В погребении найдены стрелы, костяные застежки, навершие на лук, кусок стекла, кресальный кремень.
Данное сообщение посвящено только одному предмету – костяному навершию на лук.
Костяное навершие на лук – это предмет размерами 27 х 17 х 17 мм, конусообразной формы. В основании фигурки сделано углубление. Через него проходит 2 диаметрально расположенных сквозных отверстия. Фигурка изображает фантастическое существо – грифона. На шее грифона сделан продольный нарезной валик. Глаза показаны врезными линиями, зрачки – круглыми углублениями. Венчает изделие мощный загнутый клюв. Помещённое на оружие, изображение магического существа должно было многократно увеличить силу этого оружия, придать дополнительную мощь и защиту его владельцу. Похожие навершия не раз находили в погребениях скифских лучников. Дошедшие до нас изображения на предметах торевтики или монументального искусства позволяют понять, где именно на луке располагалось подобное изделие.
Это навершие – образчик так называемого «скифского звериного стиля». Детали оружия, предметы конского снаряжения, украшения, выполненные в этом стиле встречаются на огромной территории, включающей всю степь и лесостепь Восточной Европы, Предкавказье, Южное Приуралье, Приаралье, почти весь современной Казахстан, некоторые районы Алтая, Туву и иные области Южной Сибири.
Ещё 20-е годы ХХ века русский археолог и историк М.И. Ростовцев выделил основные признаки скифского звериного стиля. Для него характерен строго ограниченный набор канонических поз, некоторые части тела животного, как правило, преувеличены. Это и огромные рога, и когти, и пасть, и ноздри. При изображении хищной птицы огромный глаз может целиком занимать голову, а огромный клюв представляет собой крючок или даже спираль. Строго определен также круг изображаемых животных – это олень, заяц, кабан, хищные птицы, хищники семейства кошачьих, медведь.
Изображались в зверином стиле не только животные, существовавшие в природе, но и те, которые жили лишь в воображении людей. Представления об окружающем мире позволяли древним соединять черты разных животных, создавая при этом фантастические образы зверей, у которых тело одного зверя могло сочетаться с лапами или рогами другого, с крыльями птицы и хвостом змеи, и т.д. Существ, подобных тому, которое изображено на нашем навершии, принято называть грифонами. Грифоны бывают львиноголовые и орлиноголовые, но этим их разнообразие не исчерпывается.
Орлиноголовые грифоны греческого типа отличаются длинными, вертикально стоящими ушами, клюв их, как правило, раскрыт, виден изогнутый язык, на длинной шее – локоны, над лбом – характерный выступ-хохолок.
В более позднее время хохолок и локоны исчезают, меняется форма крыльев, уши уже не такие высокие, зато появляется гребень вдоль шеи.
Грифоны персидского (ахеменидского) типа, сочетая в себе части тех же животных, имеют голову хищной птицы с характерным загнутым клювом и крылатое туловище хищного зверя. Но в отличие от других типов грифонов на голове у них помещены рога, характерные для горного козла – ребристые и специфическим образом изогнутые. Ни гребня, ни хохолка у них нет.
Как видим, наше навершие не принадлежит ни к одному из этих типов. И дело не только в отсутствии туловища и крыльев. Их отсутствие объясняется функциональным назначением предмета. Навершие из могильника «Дюнный» представляет собой специфически скифский образ – так называемый грифо-баран. Этим термином принято обозначать синкретических существ, в облике которых сочетаются черты барана (характерной формы рога) и хищной птицы (загнутый клюв). Ближайшая аналогия нашему навершию – серия костяных предметов из Келермесского кургана № 1. Самые ранние находки подобных изображений - роговой наконечник из Темир-Горы и пара бронзовых наверший из кургана у с. Великие Будки. Изображения грифо-баранов широко распространены среди находок в Больших Алтайских курганах. По версии Бориса Борисовича Пиотровского, грифо-баран в скифском искусстве появился в результате трансформации образа грифона, проникшего в Причерноморье из Ассирии и Урарту через Закавказье. По мнению исследователя, длинные загнутые уши (за которые могли быть приняты и ниспадающие локоны, весьма частые у переднеазиатских грифонов), были заменены более привычными рогами. Но другие исследователи скифского искусства, такие как Вера Владимировна Гольмстен, Михаил Илларионович Артамонов, Елена Владимировна Переводчикова, убедительно опровергали эту гипотезу. В Передней Азии и Греции известны львиноголовые и орлиноголовые грифоны. Однако там нет ни одного образца, могущего стать прототипом грифо-барана. Да и сам образ чужд Востоку особенностям изображения. В грифо-баране нет и намека на ярко выраженную мощь и свирепость, которые составляют основное содержание образов грифонов Передней Азии и Греции. Грифо-баран чаще всего изображался в спокойном состоянии, с закрытым клювом. Что касается видоизменения ушей в рога, то при рассмотрении классических скифских изображений головы барана, эта версия отпадает сама собой. Таким образом, большинство исследователей склоняется к заключению, что грифо-баран образ вполне самостоятельный, и принадлежит исключительно скифскому искусству. Изображения грифо-барана не переходят в искусство скифского мира V в. до н.э. Этот мотив присущ только архаике. Позднее он полностью и бесследно исчезает, вытесняясь образом орлиного грифона, ставшего одним из самых известных символов скифского искусства.