Ракчеев С. Н. - начальник Восточного отдела регионального государственного экологического надзора Ростоблкомприроды
Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов Ростовской области.
Комитетом ведется работа по формированию нормативно-правовой базы, определяющей природосберегающий характер производственной и иной деятельности.
Осуществляется надзор за соблюдением требований природоохранного законодательства; нормирование хозяйственной деятельности предприятий и организаций с целью недопущения превышения допустимого техногенного воздействия на окружающую среду.
Комитет ведет работу по организации и функционированию особо охраняемых природных территорий.
Комитет координирует в этих сферах деятельность органов государственной власти Ростовской области.
Деятельность комитета курирует заместитель Губернатора Ростовской области — министр промышленности и энергетики.
Для реализации поставленных задач комитет имеет в своем составе:
Управление охраны окружающей среды
Управление природных ресурсов
Управление регионального государственного экологического надзора, в которых функционируют различные секторы и отделы, в том числе территориальные, не являющиеся филиалами и обособленными подразделениями.
В структуру комитета входит и восточный отдел регионального государственного экологического надзора.
В зоне деятельности отдела находятся 13 районов области и г. Волгодонск.
Отдел, в соответствии с возложенными на него задачами, организует и осуществляет в установленной зоне деятельности:
1. Региональный государственный экологический надзор:
за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
в области обращения с отходами;
в области охраны атмосферного воздуха;
в области использования и охраны водных объектов, с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства.
2. Рассматривает результаты государственного экологического мониторинга, подготавливает предложения по его организации и осуществлению.
3. Участвует в разработке нормативно-правовых актов, в разработке и реализации областных программ в области охраны окружающей среды.
5. Обеспечивает предоставление данных для ведения информационных систем по учету объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду.
6. Участвует в подготовке и проведении совещаний в области охраны окружающей среды и природопользования с привлечением руководителей и специалистов других областных органов исполнительной власти, предприятий, научно-исследовательских учреждений и организаций.
За почти 6 –летний период существования в рамках государственного экологического надзора восточным отделом Ростоблкомприроды проведено: 3524 проверки и административные расследования соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, выявлено 7996 нарушений, устранено 2921, наложено 2265 штрафов, на сумму 9,925 млн. руб. Для устранения нарушений выданы предписания. Осуществляется контроль их выполнения.
Экологическая ситуация в Ростовской области напрямую связана с тем, что она относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов. Для восточных районов Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для всей области. К ним можно отнести:
Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ.
Ежегодно в Ростовской области увеличивается количество автотранспорта, и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды.
Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет порядка 20 процентов от общего объема выбросов, а от автотранспортных средств – около 80 процентов.
Из всех образующихся на территории Ростовской области отходов используется и обезвреживается только 5,6 процента. Остальная часть размещается на полигонах и свалках, последние зачастую являются несанкционированными.
Охват населения услугой по сбору и вывозу отходов составляет в среднем всего 60 процентов. Во многих муниципальных районах данный показатель меньше 10 процентов.
Для решения проблемы обращения с отходами производства и потребления необходима разработка комплексной системы управления отходами.
В настоящее время в рамках исполнения постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 528 «О порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления» инспекторами комитета при помощи JPS – навигаторов производится уточнение координат поворотных точек границ объектов размещения отходов.
Причинами загрязнения являются: сброс в водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, дренажных вод;
длительные сроки навигации;
несоблюдение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
В настоящее время проблемы экологического оздоровления водных объектов решаются комитетом в соответствии с целевой программой «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы». На эти цели в рамках программы выделено -666,6 млн. руб., в том числе из областного бюджета – 596,0 млн.руб.
В результате реализации предыдущей программы (период 2007 - 2010 годы) в целях восстановления пропускной способности водотоков было расчищено 32,5 км рек. Общая сумма ущерба, предотвращенного в результате выполнения мероприятий, составила более 670,0 млн. руб.
Однако, несмотря на значительность средств, выделяемых на мероприятия по расчистке рек, они во много раз меньше средств, необходимых для кардинального улучшения состояния рек области
На территории Ростовской области запрещено выжигание сухой растительности, однако проблема остается актуальной. Ежегодно на территории Ростовской области регистрируется около 5–7 тысяч случаев возгорания сухой растительности. Площадь выжигания составляет около 20 тыс. га ежегодно.
На территории области был реализован комплекс мер по недопущению выжигания сухой растительности. Координатором проводимой работы является комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области. До начала пожароопасного периода обеспечены превентивные меры: проведено 11 кустовых совещаний по вопросу применения административной практики, связанной с нарушением установленного порядка выжигания сухой растительности, осуществлялась информационная работа с населением.
Благодаря принимаемым мерам сократилась площадь ландшафтных пожаров с 14715,0 га в 2011 году до 3529,3 га в 2012 году. Уполномоченными органами за 9 месяцев 2012 года наложены штрафные санкции на сумму – 1,3 миллиона рублей.
За время эксплуатации с 1953 по 1998 год на полигонах по захоронению отходов химического производства (79,6 га) накоплено 823,6 тыс.тонн токсичных промышленных отходов 2-4 класса опасности. В настоящее время полигон не эксплуатируется, покрытия основания карт (противофильтрационные экраны) пришли в негодность, гидроизоляция нарушена, происходит загрязнение грунтовых и подземных вод химическими веществами.
Необходимо: проведение исследований состояния окружающей среды в районе размещения полигонов бывшего ОАО «ВХЗ»; разработка и утверждение методики обезвреживания отходов, захороненных в картах полигонов; проведение работ по обезвреживанию отходов и рекультивации территории полигонов.
Твердые бытовые отходы с территории города вывозятся для размещения на полигон ТБО общей площадью 19 га. Начато строительство третьей карты полигона ТБО площадью 6,3 га. На полигоне, эксплуатируемом ООО «Спецавтотранс», отсутствует весовая, централизованное водоснабжение и электроснабжение. Имеются нарушения в части технологии захоронения отходов (случаи самовогорания отходов, задымление).
Полигон строительных отходов (9,0174 га) эксплуатируется ООО ПСК «Универсалстрой». Проектный срок окончания эксплуатации полигона 2036 год. На полигоне отсутствуют весовая, радиационный контроль принимаемых отходов и контрольные скважины для наблюдения за уровнем и качеством подземных вод.
Ливневая канализация г.Волгодонска (72 км незавершенных строительством сетей и сооружений) является муниципальной собственностью.
Ливневые стоки распределяются по пяти водосборным площадям, каждый из которых имеет самостоятельный сброс в Цимлянское водохранилище. : ВК-1 и ДК-10 (в балку Сухо-Соленую); ВК-2 (в Цимлянское водохранилище); ВК-4 и ВК-6 (в балку Мокро-Соленую).
Сооружения механической очистки стоков имеются только на концевом участке водосточного коллектора ВК-1. По остальным выпускам отведение ливневых вод осуществляется без очистки.
Необходима реконструкция ливневой канализации г.Волгодонска.
Как основную меру решения вопроса стабильного обеспечения населения и промышленности города водой, необходимо рассматривать вариант завершения незаконченных строительством водозаборных сооружений на реке Дон, где отсутствуют скопления сине-зелёных водорослей и шуги.
Фактическая обеспеченность зелеными насаждениями составляет 2427,4078 га, нормативная обеспеченность для городских округов – 2974,4 га. Процент обеспеченности – составляет 81,6%.
Администрацией города Волгодонска не ведется деятельность по оценке состояния зеленых насаждений, не проведена инвентаризация.