Барабанов Василий Арсентьевич
(21.04. 1900 – 4.03. 1964 гг.)
Начальник Управления исправительно-трудовых лагерей и строительства Цимлянского гидроузла Волго-Донского судоходного канала МВД СССР, полковник, Герой Социалистического Труда.
Василий Арсеньевич родился 21 апреля 1900г. в с.Алтуфьево Коммунистического района Московской области в семье крестьянина. В 1924г. окончил Военно- хозяйственную Академию в Москве по специальности – военный инженер-экономист. И с этого же времени началась его работа в органах госбезопастности страны.
В.А.Барабанов – личность весьма легендарная. Он прожил яркую трудовую жизнь, его биографии хватило бы на несколько жизней.
Опытный организатор-строитель, он принимал участие в сооружении канала им. Москвы, руководил прокладкой нефтепровода на Дальнем Востоке, строил железные дороги на Севере, в Поволжье, на Востоке, Московскую кольцевую автодорогу. Хабаровск, Печора, Саратов, Камышин, Комсомольск-на-Амуре, Волго-Дон - вот неполная география трудового пути этого необыкновенного человека.
На всех участках, куда бы не направляла Родина В.А.Барабанова, он с честью оправдывал оказанное доверие, подавал пример преданного отношения к делу. В июне 1924г. В.А.Барабанов назначается помощником уполномоченного Особого отдела ОГПУ (Москва). В последствие он занимал ряд руководящих должностей в Особом отделе ОГПУ. В декабре 1937 г.Барабанов был направлен на работу на Дальний Восток помощником начальника Управления железнодорожного строительства НКВД (г. Свободный Амурской области).
На Дальнем Востоке Барабанов познакомился с писателем Василием Ажаевым, который потом напишет роман «Далеко от Москвы». В романе Ажаев показал умного талантливого руководителя Батманова, который умел не только строить и рассчитывать, но и руководить большим коллективом. Именно таким был и Василий Барабанов. В начале 50-х романом Ажаева «Далеко от Москвы» зачитывалась вся страна, в том числе и строители Волго-Дона. Многие были искренне убеждены, что образ главного героя в романе «Далеко от Москвы» списан не с кого иного, как с Василия Барабанова. Поэтому на строительстве ЦГУ его нередко называли Батмановым.
В сентябре 1942 Барабанов был назначен начальником Северо-Печорского Управления ИТЛ НКВД – МВД СССР (поселок Абезь Коми АССР). 3 июня 1944 г. ему было присвоено специальное звание «подполковник государственной безопасности», а 18 апреля 1946 г. - звание «полковник».
После войны, с декабря 1946 по апрель 1947 Барабанов работает заместителем начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР, потом начальником Северного управления железнодорожного строительства МВД СССР (поселок Абезь Коми АССР, апрель 1947 - июль 1950), одновременно в феврале 1949 - июле 1950 занимает должность заместителя начальника ГУЛЖДС МВД СССР, строил железные дороги на Севере. Там Василий Арсентьевич Барабанов был, можно сказать без преувеличения, человеком легендарным. Практически все железные дороги в Заполярье строились при его участии. Несмотря на то, что он занимал высокий пост, Василий Арсентьевич пользовался большим уважением даже у заключённых. Вспоминает бывший политический заключённый строек № 501-503, известный артист Леонид Леонидович Оболенский: «Какой человек! Совершенно фантастический по тем временам. Инженер по образованию, строитель. Не было на Урале ни одного каторжника, который плохо бы его помянул».
В 1950 году Василий Арсентьевич Барабанов уехал строить Цимлянский гидроузел, он был назначен начальником Управления Исправительно-трудовых лагерей и строительства Цимлянского гидроузла, крупнейшего объекта Волго-Донского судоходного канала. Он занимал этот пост до сдачи объекта, то есть до 1952г.
Сложность организации строительства, начиная с подготовительных работ, была чрезвычайной. Как писал в своих воспоминаниях волгодонской литератор Юрий Баев: «Для крупных советских строек этот человек был тем, кем был маршал Жуков для фронтов войны. Как и прославленного полководца, его направили туда, где не способны тянуть другие. Вместе с редким организаторским талантом и знаниями, полученными в институте и академии, Барабанов владел ещё одним важным достоинством: он прекрасно разбирался в людях. В сочетании с высокой эрудицией и твёрдым характером, это свойство помогало ему быстро подбирать и организовывать людей на, казалось бы, невыполнимые работы. В считанные дни своего лидерства на стройке, Барабанов создал надёжный руководящий костяк из самых способных, активных и добросовестных инженеров».
Честность и деловитость в людях он ставил выше всего. По этому принципу начальник строительства отбирал и назначал командиров стройки, начиная с её главного инженера Н.В. Разина, его заместителя Г.А.Пёрышкина, начальников стройрайонов Щербинина А.А., Климина Г.С., Резчикова Ф.И. и других наиболее ответственных руководителей.
Строительство ЦГУ поражало современников масштабностью, темпами и качеством работ. Много, очень много замечательных людей строило Цимлянский гидроузел: экскаваторщики, сварщики, бетонщики, водители, прорабы, инженеры. Но, всё же, главным действующим лицом и главным режиссёром строительства был, конечно, В.А.Барабанов. Ему, а никому другому, было поручено в Кремле сдать гидроузел досрочно и перекрыть в гидростроительстве все зарубежные рекорды. Цимлянская плотина вошла в книгу рекордов Гиннеса, как первая в мире плотина, построенная на песчаном грунте.
«Самое интересное на Цимлянском гидроузле, - говорил Барабанов,- резким движением проведя на большой карте карандашом линию от правого берега Дона к левому, - это плотина. По мощности и технической сложности она, пожалуй, не имеет равных».
Барабанов понимал, что малейшие сбои в строительстве такой махины могут застопорить её и поэтому предупреждал их своим опытом, властью и авторитетом.
Барабанов писал: «По существу весь процесс строительства гидроузла был процессом преодоления невиданных трудностей. Это было потому, что впервые в таких масштабах, в таких условиях и в такой кратчайший срок пришлось создавать такое сооружение. Но ни паники, ни растерянности на стройке ни разу не наблюдалось. Особенно серьёзным было экзаменом было перекрытие Дона. Всё нужно было предусмотреть и ни в чём не ошибиться, иначе вода могла разрушить всё…»
Барабанов хорошо разбирался в вопросах экономики, свободно читал бухгалтерские отчёты. Строительное дело знал в совершенстве.
А строительство гидроузла, между тем, вступало в стадию завершения. 21 сентября 1951 года, когда основные работы по устройству плотины близились к концу, было решено приступить к перекрытию старого русла Дона. Накануне в штабе Барабанова прошло несколько бурных совещаний. Часть инженеров предлагала не торопить события и провести перекрытие за 60 нормативных часов. Другие считали, что не менее успешно реку можно перекрыть за 34 часа, третьи, к которым присоединился и Барабанов, представили расчёты, по которым перегородить Дон можно было всего за 8 часов. Сомнения, дискуссии и страхи, что неумеренная спешка создаст пробку в движении автомашин и аварии, Барабанов прекратил, сказав, что всю ответственность за исход операции берёт на себя.
Перекрытие реки началось с наступлением сумерек. Над прораном и эстакадой вспыхнули мощные прожекторы и стало светло как днём. Нескончаемая колонна автомашин с камнем по первому сигналу начала ритмично перемещаться к прорану. За 30-40 секунд самосвал успевал взойти на эстакаду, стать задом к прорану, с грохотом обрушить камень в реку и освободить место следующей машине. Барабанов оказался прав. Через 8 часов 20 минут река укрощена. За эти 500 минут над прораном прошло и разгрузилось почти тысяча пятитонных самосвалов. Последний покинул эстакаду в третьем часу утра.
Строительство судоходного канала было закончено 31 мая 1952 года. Сбылась вековая мечта народа – Волга и Дон соединились.
Первая послевоенная пятилетка осталась в памяти народа временем восстановления разрушенного войной хозяйства, эпохой великих свершений и трудового подвига. Вместе с тем это был период расцвета сталинского режима, достигла своего апогея система лагерей.
Среди сталинских лагерей встречались такие, существование которых не афишировалось в средствах массовой информации, но и не могло быть совершенно скрыто от общества в силу большой известности тех объектов, на сооружении которых трудились заключённые. Среди них - исправительно - трудовые лагеря Волгодонстроя, начальником которых и являлся Василий Арсентьевич Барабанов.
По числу содержащихся заключённых лагеря Волгодонстроя находились на одном из первых мест в ряду лагерей ГУЛАГА. Наибольшие показатели наблюдались в 1952г. в связи с предпусковыми работами на всех объектах (на 1 января по трём лагерям в 1952г. работало 111914 заключённых).
Заключённые любили Барабанова за талантливую организацию работ, понимая, что завершение стройки - это начало или почти начало их свободной жизни. Не было случая, чтобы Барабанов равнодушно отнёсся к какой-то просьбе или жалобе заключенных или не помог им. Он понимал и говорил, не боясь, вслух, что «заключённый - прежде всего человек, потом - рабочий и только затем уж - осуждённый законом гражданин».
Внешне строгий, Барабанов любил людей. Понимая, что он не имеет право на расслабленность, заботу о людях выражал приказами и делами по улучшению их быта, снабжения, условий труда. А на благодарность их отвечал всё тем же грозновато-весёлым голосом: «Я не благодетель, а начальник строительства, главным объектом которого являются люди».
На строительство гидроузла неоднократно приезжали выдающиеся советские писатели Михаил Шолохов, Борис Полевой, Анатолий Калинин, Виталий Закруткин, Георгий Шолохов-Синявский и другие. Они не раз встречались с В.А.Барабановым, писали о нём, восхищаясь масштабами, темпами, качеством строительства, а более всего людьми.
Анатолий Калинин вспоминал случай, когда Барабанов с другими инженерами и руководителями стройки встречался с местными жителями, казаками и убеждал их переселятся на новые места, если их хутора и станицы попали в зону затопления. В свойственной ему грозно-весёлой манере говорил: «А если кто-нибудь из казачков сам же для себя лучшей жизни не хочет и цепляется за эту бесплодную полупустыню, то нам придётся ему немного пятки водой нашего нового моря пощекотать, чтобы он поскорее догадался, что по адресу нового местожительства и его драгоценные лозы смогут без всякой нормы свою жажду утолять, и ячмень-пшеница. Что же касается нереста того же донского сазана или рыбца, то мы его будем через плотину лифтом прямёхонько в море переправлять». И при этом звучный смех Барабанова, сплав меди с серебром, колоколом раскатывался над разливом нового моря.
В 1952 году на строительстве Волго-Дона побывал Михаил Александрович Шолохов. Знаменитый писатель посвятил Волго-Дону очерк «Первенец великих строек». В нём он так написал о Барабанове: «Как полководец на поле боя, взволнованный, но собранный в тугой сгусток воли, стоял с инженерами на берегу начальник строительства Василий Арсентьевич Барабанов, и плакали старики, видя уже не прежний, а укрощённый и поставленный на службу народу Дон…»
Народный художник СССР Николай Жуков, несколько раз приезжавший на Волго-Дон, в своем дневнике описал Барабанова так: «Человек редкой внешности, мужественный, покоряющий огромной внутренней силой. Низкий баритональный голос его очень ладно связан с его обликом. Внимательный, немного усталый взгляд, красивый открытый лоб, густая с проседью шевелюра делают его лицо особенно выразительным. На стройке он пользуется непререкаемым авторитетом и большой симпатией».
Все, знавшие Барабанова, поражались его исключительной работоспособности. Очень ценил хороших работников, знал каждого в лицо. Сам был невероятно скромный. «Вы меня где-нибудь сбоку пристройте», - отбивался он от оператора, снимавшего фильм о стройке.
Барабанов был популярен в среде строителей как образец прекрасного начальника строительных объектов. Об этом вспоминают и те, кто непосредственно с ним работал, и тот, кто только однажды его видел, и те, кто только слышал о нём. Для В.А.Барабанова строительство ЦГУ и Волго-Дона, как и для тысяч людей, стало хорошей копилкой трудового и жизненного опыта.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952г., напечатанном в газете «Правда» № 264 от 20 сентября 1952г. говорилось:
«За особо выдающиеся заслуги и самоотверженную работу по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала им. Ленина, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тысяч гектаров засушливых земель в Ростовской области присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» двенадцати строителям ЦГУ. Среди них был и Василий Арсентьевич Барабанов.
Среди других наград В.А.Барабанова: орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, два ордена Красного Знамени, два ордена Ленина, орден Отечественной Войны 2-й степени.
В июле 1952 г. После окончания строительства ЦГУ В.А.Барабанов получил новое назначение - начальник Главспецнефтестроя МВД СССР, а с июля 1954 - первый заместитель начальника ГУЛАГа МВД СССР. В 1956 г. вышел на заслуженный отдых.
После ухода на пенсию В.А.Барабанов продолжал принимать активное участие в жизни страны. В течение трёх лет он возглавлял совет общественной приёмной редакции «Известий». За время работы в приёмной В.А.Барабанов показал себя человеком большого сердца, внимательно и чутко относился к каждому, кто к нему обращался.
Умер полковник в отставке Барабанов Василий Арсентьевич 4 марта 1964 года на 64-м году жизни в Москве. На похоронах было очень много людей, в том числе, и бывшие заключённые, профессора, актёры, врачи, строители. Проводить его в последний путь приехали люди, которые знали его как талантливого строителя, умного руководителя и просто как хорошего человека. Добрая память о В.А.Барабанове надолго сохранится в сердцах потомков.
Изображения – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».
При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».