location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Апанасенко Николай Николаевич


Апанасенко Николай Николаевич,

старший научный сотрудник ГБУК РО

«Аксайский военно-исторический музей»


«Боевая деятельность дважды Героя Советского Союза Гулаева Н.Д. в годы Великой Отечественной войны»


101198641_1367842460_01.jpg   Хочется сказать, что боевая деятельность наших ведущих летчиков асов, в том числе и Гулаева Н.Д., представленная в разных источниках страдает рядом упущений. Если рассмотреть описание их боевой работы, то она предстанет перед нами как череда воздушных боёв и сбитых самолётов противника. По принципу взлетел, сбил, взлетел, сбил. Сплошные победы и триумфальные фанфары. Такое описание страдает фрагментарностью и однобокостью. Описываются лишь яркие моменты воздушных боёв. В реальности боевая жизнь наших лётчиков была более разнообразной и не такой однозначной. Помимо воздушных боёв была ещё и большая рутинная работа. Это вылеты на разведку, вылеты на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, патрулирование над передним краем нашей обороны. К тому же сами воздушные бои были далеко не всегда удачными. Были как победы, так и тяжёлые поражения. Немцы воевать умели хорошо. В том числе и в воздухе.

1519847417_nikolay_gulaev1.jpg

   Попытаемся восстановить боевую работу Гулаева Н.Д. на основе открытых источников из сети интернет. Как мы знаем родился будущий ас 26 февраля 1918 г. Детство и юность будущего героя были типичными для молодых людей того времени. Школа, училище ФЗУ, работа слесарем на заводе и обучение в аэроклубе. Серьёзное изменение в его жизни происходит в 1938 г. он поступает в Сталинградское авиационное училище. В 1940 г. он его заканчивает и отправляется на службу в строевую часть. Удалось установить, что служить Гулаев Н.Д. попал в 162 авиационный полк, в Западный особый военный округ г. Могилёв. Первым самолётом, на котором он летал был И - 16. С началом войны Гулаев Н.Д. не принимает участия в боевых вылетах и воздушных боях. Можно сказать, что ему повезло так как немецкая авиация захватила инициативу в воздухе. Бои были очень тяжёлыми с большими потерями. И в этих боях молодые и неопытные лётчики погибали в первую очередь. В июле 1941 г. его отправляют на переподготовку в запасной полк. После переподготовки, уже в ноябре месяце 41 г. Гулаев Н.Д. попадает на службу в авиацию ПВО, в 423 ИАП и становится уже командиром авиационного звена. Его полк находится в глубине территории СССР на прикрытии стратегических объектов. То есть в боевых действиях Гулаев Н.Д. опять не участвует. Жизнь его была довольно спокойной. Боевой дебют для него состоялся 3 августа 1942 г. Немецкие бомбардировщики наносили бомбовый удар. Дело происходило ночью. У Гулаева Н.Д. к тому моменту не было опыта ведения ночного боя и взлетать он не должен был. Но Гулаев Н.Д. по собственной инициативе поднял в воздух свой истребитель и сумел в ночной темноте сбить вражеский бомбардировщик Не - 111. За сбитый самолёт он получил поощрение, а за самовольный вылет, выговор. Ещё один самолёт на счёт Гулаева Н.Д. был записан в конце августа этого же года. И после этого наступает длительный период, когда Гулаев Н.Д. выполняя боевые вылеты, не сбивает ни одного самолёта. Осенью и зимой 1942 г. воюет на воронежском направлении. Подробностей этого периода его жизни нигде нет. Ещё одно белое пятно в его биографии.E5E0LDpWYAE72Uv.jpg

   Далее мы находим информацию, что в январе – феврале уже нового 1943 г. Гулаев Н.Д. проходит курсы усовершенствования штурманов авиаэскадрилий в г. Саратов. После этого он попадает служить в 27 ИАП, где прослужил до конца своей боевой карьеры. Впоследствии 27 ИАП станет 129 гвардейским полком. 1943 г. стал для Гулаева Н.Д. можно сказать звёздным годом. До середины мая мы не имеем сведений о боевых вылетах Гулаева Н.Д. Лишь 14 мая 1943 г. он сбивает свой очередной вражеский самолёт. Таким образом срок с конца августа 1942 г. и до середины мая 1943 г. у Гулаева Н.Д. был безрезультативным периодом. День 14 мая выдался для Гулаева Н.Д. сверхрезультативным. В этот день он в воздушном бою сбивает два пикирующих бомбардировщика Ю - 87, а третьего таранил ударом крыла. Этот бой он вёл на самолёте ЯК - 1. После тарана с трудом посадил на брюхо свой самолёт в расположении наших пехотинцев. За этот бой Гулаев Н.Д. был награждён орденом Красного знамени. В июле 1943 г. начинается масштабное сражение на Курской дуге. В небе над наземными войсками схлестнулись сотни самолётов противоборствующих сторон. Именно с лета 1943 г. многие наши асы начинают быстро наращивать свои боевые счета. В том числе и Гулаев Н.Д. О накале тех боёв говорит статистика боевых вылетов. В ходе битвы приходилось делать до 6 боевых вылетов в день. В самом начале сражения, в первый день, у Гулаева Н.Д. значатся как раз 6 боевых вылетов и в ходе этих вылетов на его счёт было записано 4 вражеских самолёта. Вылеты были совершены на прикрытие аэродромов. В тот период и немцы и наша авиация активно бомбили аэродромы друг друга. Поэтому часто вылеты на прикрытие заканчивались воздушными боями. До середины 1943 г. Гулаев Н.Д. летал на самолёте ЯК - 1 и немного на ЯК - 7Б. С середины же июля 27 ИАП, в котором служил прославленный ас, выводится в тыл для получения и переучивания на самолёты американского производства Р - 39 Аэрокобра. Обучение длилось недолго и уже 9 августа (в некоторых источниках 14 августа) 1943 г. Гулаев Н.Д. совершает первый боевой вылет на новом самолёте и в этом же вылете сбивает пикирующий бомбардировщик Ю — 87. До конца августа он записал ещё 5 сбитых самолётов на свой счёт. И отметим, что в тот период большинство боевых вылетов Гулаевым Н.Д. были сделаны на прикрытие своих наземных войск. В итоге 28 сентября 1943 г. он получает свою первую Золотую звезду Героя. [7] Что касается числа сбитых самолётов и боевых вылетов к тому моменту, то тут намешана целая каша. Чаще всего фигурируют цифры 13 личных побед и 5 групповых при 95 боевых вылетах. В других источниках пишется, что такое число сбитых у него было уже к 11 июля 1943 г. Ещё есть данные о 27 сбитых к моменту награждения званием Героя. Самое интересное, что наградной лист не даёт чёткого ответа на этот вопрос. В наградном документе фигурируют цифры 13 + 5 побед, но к какому числу относятся эти цифры непонятно. То ли к 11 июля 1943 г., то ли к моменту присвоения звания Героя (28 сентября 1943 г.) А по документам полка и дивизии его результаты записаны как 15 + 2. В общем этот вопрос требует дальнейшего исследования.

gulaev8.jpg

   Что же касается дальнейшей боевой работы Гулаева Н.Д., то осень 1943 г. для него выдалась тоже результативной. В частых боевых вылетах он сбивает иногда по несколько самолётов противника. Причём это не только немецкие истребители и бомбардировщики, но и 2 самолёта разведчика ФВ — 189. В начале 1944 г. Гулаев Н.Д. получает повышение в должности и становится комэском. Весной 1944 г. он провёл свой самый результативный бой. К тому времени бои уже велись над территорией Румынии. Шестёрка Аэрокобр во главе с Гулаевым Н.Д. атаковала группу немецких бомбардировщиков из 27 машин. В результате скоротечного боя было сбито 11 самолётов. 5 из них были записаны на счёт Гулаева Н.Д. Но отмечая многочисленные победы нашего аса, почти нигде не упоминается о весьма неудачном бое 31 мая 1944 г. А если что и упоминается, то часто в искажённом виде. Этот день, 31 мая, выдался весьма противоречивым. С одной стороны, он за этот день, в нескольких боевых вылетах, сбивает 5 вражеских самолётов. И об этом везде пишут, но вот последний вылет в этот день оказался крайне неудачный. Уже ближе к вечеру шестёрка Аэрокобр, под руководством Гулаева Н.Д. поднялась в небо. На этот раз он взял с собой молодых пилотов. Видимо это и сыграло роковую роль. В воздухе гулаевские Аэрокобры были обнаружены немецкими лётчиками из знаменитой 52 эскадры, в которой служили многие видные немецкие асы. Воевать эти парни могли мастерски. По-видимому, немцы первыми обнаружили советские самолёты и внезапно их атаковали. Элемент внезапности привёл к тому, что из 6 Аэрокобр 5 были быстро сбиты. На 6 самолёте летел сам Гулаев Н.Д. Его Аэрокобра получила боевые повреждения. Он был ранен осколками авиационного снаряда в руку, но благодаря опыту и лётному мастерству смог оторваться от преследования и дотянуть до своего аэродрома. После чего потерял сознание. Вот об этом почти никто не пишет. А если и пишут, то лишь упоминая факт ранения Гулаева Н.Д. в этот день. Так что не всё так легко и радужно было для наших лётчиков. Немцы вовать умели. Особенно в воздухе. Но, как бы то ни было, уже 1 июля 1944 г. Гулаеву Н.Д. было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. После этого воевал Гулаев Н.Д. недолго. 12 августа этого же года он сбивает свой последний самолёт. Далее информация о его боевом пути несколько разнится. По одним данным Гулаев был направлен на учёбу в академию в сентябре 1944 г. По другим данным, служил в должности штурмана полка до весны 1945 г. и только после этого убыл на учёбу. Но как бы там ни было к моменту завершения своей боевой карьеры, на счету Гулаева Н.Д. числилось по разным данным 55 или 57 лично сбитых самолётов. Следует сказать, что к августу 1944 г. в списке лучших асов Гулаев Н.Д. был на первом месте. И Кожедуб И.Н. и Покрышкин А.И. к тому времени отставали по количеству сбитых самолетов.

   Таким образом, если бы Гулаев Н.Д. воевал до конца войны, то скорее всего, он стал бы самым результативным советским асом.