Казанская икона Божьей Матери – щит и оплот России
4 ноября – День народного единства. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Казанская икона Божьей Матери - одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. Она воссияла на востоке, но ей суждено было стать хранительницей северной столицы и всей России. В самые трудные минуты российской истории к ней обращали свои взоры и простые люди, и цари, и полководцы. Перед Казанской иконой Божьей Матери возносили молитвы перед военными действиями и походами. Этот иконописный образ женщины давали мужьям, сыновьям и любимым в надежде, что он защитит от неприятельской пули, плена, гибели. Икону дарили будущим супругам на венчание, желая счастливой и долгой семейной жизни, ей благословляли роженицу. Казанский образ Божией Матери находился в детской комнате, для защиты младенца от болезней.
История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.
Свое название «Казанская», икона получила по месту обретения, в Казани в 1579 году, в земле на месте сгоревшего дома. Город Казань очень сильно пострадал от пожара. Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели икону. Она была обнаружена на глубине метра, завернутая в рукав мужской рубахи, по свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная».
Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения иконы стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Икону почти сразу признали чудотворной. По преданию, когда икону понесли в собор, прозрели двое слепцов, Иосиф и Никита, поэтому перед Казанской иконой молились о «прозрении ослепших очес».
Есть особый смысл в том, что Казанская обретена в недрах земли. Своим явлением Божия Матерь осветила стихии нашего мира – огонь, воду, воздух, растения и землю. Эту мистическую связь Богородицы с Землей глубоко чувствовали на Руси верующие люди. Не случайно в народе Землю величали «Мать-Земля», а Богоматерь иногда в молитвах именовали «землею благою».
Обретение чудотворной иконы через 27 лет после взятия Казани русскими войсками, было воспринято современниками как символическое событие огромного значения.
В 1579 году с Казанской иконы был сделан список и отправлен в Москву царю, Иоанну Грозному. В том же 1579 году, по государеву указу на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь Первой монахиней в нем, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра.
г.Казань. Богородицкий монастырь.
Казанская икона Божией Матери, олицетворяющая собой всю глубину русской веры, была связана с величайшими историческими событиями России. Свою чудесную помощь Казанская икона Божией Матери явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха московского и всея Руси Ермогена.
В заточении патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они крепко стояли за веру и как обещали: положить души свои за Дом Пречистой Божией Матери – России, которой тогда угрожала потеря независимости, но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вскоре возникло нижегородское ополчение гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Ополчение взяло в поход на Москву Казанскую икону. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось перед иконой Богоматери о победе. 4 ноября (по новому стилю) ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Впереди своего войска они несли Казанскую икону Божией Матери.
Вскоре и вся русская земля была освобождена от иноземных захватчиков. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконы, совершаемое 4 ноября. Князь Дмитрий Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе, воздвиг на Красной площади на свои средства в 1624 году храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. (В тридцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен, его восстановили в 1993-м году).
Казанский собор в Москве.
К 1636 году икона Казанской Божьей Матери стала «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона», то есть святыней государственного масштаба.
Особую роль Казанская икона сыграла в судьбе Санкт-Петербурга. Известно почитание этой иконы Петром Великим. Когда в 1709 году король Швеции Карл XII во время похода на Слободскую Украину (область Украины, входившая в Российское государство) стал приближаться к Каплуновке, епархиальное начальство предписало перевести из села чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Король Карл, войдя в село, приказал его разорить, а церковь сжечь. Но все усилия были тщетны. Три раза шведы пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, и он спросил гетмана Мазепу, сопровождавшего короля в походе, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Тогда Карл сказал: «Если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». И он был прав. В 1709 году накануне Полтавской битвы чудотворный список Казанской иконы Божией Матери из Каплуновки был доставлен в стан русской армии. Ожидая сражения, Петр I долго молился пред иконой Божией Матери, икону носили по всем войскам и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Во время битвы икона стояла на поле боя. И битва закончилась победой русских войск.
Каплуновская икона Пресвятой Богородицы.
После победы под Полтавой Петр I принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу и ковчег, на нижней доске которого была вырезана надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери».
Петр I считал, что новая столица должна иметь свою святыню. В 1710 году по его повелению, список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург.
Список принадлежал царице Прасковье Федоровне. Этот прекрасный древний образ гораздо больше по размерам обретенной в Казани иконы. Чудесный лик Царицы Небесной проникает в душу, взирая с нежностью и печалью. В прежние века на Руси был широко распространен обычай: получившие исцеление вешали на икону серебряные привески. Сначала икона находилась в деревянной церкви Рождества Богородицы, затем образ перенесли в каменную церковь Рождества Богородицы, а позже – в построенный для нее Казанский собор.
С Казанской иконой связано восшествие на престол Екатерины Второй, когда она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел - цесаревичем. Так Казанская икона Божией Матери стала ещё и покровительницей российских императоров.
Павел I, вступив на престол в 1796 году, решил воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Был объявлен грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А победил бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н. Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме. Проект был одобрен Павлом I, и первый камень был заложен 27 августа 1801 года. Казанский кафедральный собор строился десять лет и был завершен в 1811 году при императоре Александре I. Собор стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, в котором находилась святыня города - Казанская икона Божией Матери.
В Казанском соборе перед иконой Божией Матери молился русский полководец Михаил Илларионович Кутузов после назначения главнокомандующим русскими войсками его во время Отечественной войны 1812 года. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 году.
Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой.
Оно произошло в день празднования Казанской иконы 4 ноября по новому стилю. Русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву. В этом бою французы потеряли около 7-8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы. В этот день выпал снег и ударили сильные морозы, сама Божия Матерь пришла на помощь воинам.
В Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от иноземных захватчиков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамена, жезлы.
Донские казаки доставили отбитые у захватчиков сорок пудов серебра из разграбленных храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался главнокомандующий, светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребенным в этом соборе.
Верил русский народ в помощь Божьей Матери в годы Великой Отечественной войны с фашистской Германией. С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Сбылось пророчество святителя Митрофана Воронежского, что до тех пор, пока Казанская икона будет в граде прославленного апостола Петра, враг не вступит в него.
Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, вынесли чудотворную икону Казанской Божией Матери, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько у людей хватало сил, и Богородица, несомненно, прибавила людям мужества, укрепила волю к победе.
Чудотворная икона была отправлена в Сталинград. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали при этом. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но враг не смог одолеть наши войска - там находилась чудотворная икона. Знаменитое Сталинградское контрнаступление началось с молебна перед образом. Икону привозили на самые трудные участки фронта, в места, где готовились наступления. Священство прямо на линии фронта служило молебны, солдат кропили святой водой.
Благословение Советских войск иконой Казанской Божьей Матери в Сталинграде». Художник Лысенко.
Казанская Богородица помогла нашим войскам в штурме Кёнигсберга (ныне Калининград). Один из наших офицеров впоследствии вспоминал: «Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконами. Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен, и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? – во весь рост – их же всех перебьет. Но они спокойно пошли в огонь».
Маршал Г.К.Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».
По-разному складывались судьбы чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Такодин из списков Казанский иконы XVIII века был вывезен из России во время революции 1917 г. В 1970 году икону выкупили русские католики, а с 1993 года список хранился в личных покоях Папы Римского. В 2004 году «Ватиканский» список был возвращен Русской Православной церкви. Сейчас икона находится в Казанском Богородицком монастыре.
В конце января 2011 года, грузовым космическим кораблем «ПРОГРЕСС», на борт космической международной станции была доставлена икона «Казанской Божьей Матери». Больше месяца святой образ облетал, освящая земной шар.
Икона была выполнена в серебре скульптором Александром Николаевичем Провоторовым, членом группы «Троица» - содружество православных скульпторов» В марте месяце 2011г. образ Богородицы благополучно вернулся в его творческую мастерскую.
По количеству списков и почитанию, которое она имеет в России, Казанская Божия Матерь, вряд ли, уступит иконам Владимирской и Смоленской
В экспозиции «Православная икона на Дону» Волгодонского эколого-исторического музея представлена Казанская икона Божией Матери начала XIX века.
Это прекрасное произведение искусства вдохновенно исполнено неизвестным художником с совершеннейшим знанием и владением техникой. Здесь – виртуозность рисунка и линии. Икона была написана темперой, сусальное золото.
Казанская икона восходит к древнему иконографическому типу «Одигитрия», что переводится с греческого как «Путеводительница», «указующая путь». Однако этот образ отличается от других Одигитрий своей сокращенной иконографией. По иконографическому изводу Казанской Богоматери Богомладенец не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от нее. На иконе не поясное изображение Богородицы, а «оглавное». Небольшая особенность: не видны кисти рук Богородицы. Фигура Божией Матери представлена фронтально, Лишь небольшой наклон головы Богоматери к Христу – единственный «жест» на иконе. Он символизирует единение и любовь Матери и Божественного Младенца. Не случайно, нимбы Христа и Богоматери слиты воедино, как нечто целое, что указывает на их неразрывную связь.Богоматерь облачена красный мафорий. По краям мафорий и темно-коричневый хитон отделан золотой каймой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма - знак прославления Царицы Небесной и Ее причастность к славе Господней. Темно-синий чепец символизирует девство Богоматери, Её небесную, совершенную чистоту.
Красный цвет одежды Богородицы подчеркивает её царственное происхождение, и символизирует муки. Лицо Божьей Матери излучает любовь. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие.
Изображение Младенца поясное. Основная особенность изображения - прямое положение младенца Христа (в анфас). Правая рука Его поднята в благословлении рода человеческого; левая рука опущена и прикрыта гиматием (прямоугольный длинный кусок ткани – плащ, надеваемый поверх хитона). Христос одет в царственную одежду - красный гиматий.
Казанская икона в смутное время стала военным стягом Народного ополчения, которое собралось и победило под ее водительством, поэтому нашло свое объяснение и ее необычная иконография. Богородица с Богомладенцем стоят «плечом к плечу». Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Видимым образом через свою Казанскую икону Богородица открыла России, что Она - ее щит. С тех пор ей молятся, зная, что Она избавляет от великих бед.
Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ той, чьим заступничеством спасалось и спасается наше Отечество.
Все тихо… лишь свечи горящей мерцанье
Во мраке таинственном слабо дрожит.
В венце золотом благодатью сияя,
Лик чудный Божественный кротко глядит.
Часть изображений – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».
При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».