location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
ТАЙНЫ ВОЛГО-ДОНА НА СПИЧЕЧНЫХ ЭТИКЕТКАХ…

О.М. АНТОНОВ, научный сотрудник

 Волгодонского эколого-исторического музея


ТАЙНЫ ВОЛГО-ДОНА НА СПИЧЕЧНЫХ ЭТИКЕТКАХ…


    В послевоенное время реализовался один из проектов соединения рек Волги и Дона, несбывшаяся попытка государственных деятелей прошлого.

    Разработанная институтом «Гидропроект» генеральная схема Волго-Донского судоходного канала, утверждается Советом Министров СССР в 1948 году. Руководство стройкой возлагается на академика Сергея Яковлевича Жука.

  Комплекс организационно-строительных работ включал в себя мероприятия по переселению жителей из зоны затопления; сооружение оросительных каналов, шлюзов, Цимлянского гидроузла; возведение эксплуатационных поселков, выросших затем в города, такие как Волгодонск, Цимлянск. Задействованы были колоссальные людские и материальные ресурсы.

   Воспоминания очевидцев, произведения литературы, живописи, музыки, предметы быта и многое другое остаются свидетелями великой стройки.

   Виды Волга-Донского канала запечатлелись и на этикетках спичечных коробков. Такую продукцию выпускали комбинаты Гомеля, Ново-Борисова, Калуги, фабрики Пинска, Благовещенска, Риги и Лиепаи.

   Спичечные этикетки, помимо коллекционного интереса, вызывают краеведческий. Некоторые из них сохраняют память об исчезнувших элементах и нереализованных проектах, ошибки и несоответствия с действительностью.


ПРОПАЛ СТАЛИН…

    В 1952 году Гомелевский фанерно-спичечный комбинат выпустил спички с изображением на этикетке 1-го шлюза, которая подписана в печать 27 ноября и изготовлена в городской типографии. В последующем этикетка выпускалась типографией «Атлас» города Львов и Ленинградской офсетной фабрикой с отличиями в прорисовке и цвета фона.

1.jpg
Спичечная этикетка. 1952-1953 гг.

    На этикетке арка 1-го шлюза украшена надписью: «Слава великому Сталину». Сегодня на арке, со стороны Волги – надпись «Слава великому Ленину», а со стороны Дона – «Слава советскому народу – строителю коммунизма».
    Замена надписи произошла после смерти Иосифа Сталина, когда политические лидеры пытались очистить свои имена от причастности к его преступлениям, обелить имя партии. Что и произошло на XX-ом съезде КПСС в феврале 1956 года, на котором Н.С. Хрущев выступил с докладом о развенчивании культа личности вождя. 
    Надпись была изменена, как и снесен памятник Сталину, украшавший 1-й шлюз со стороны Волги.

МИФИЧЕСКИЙ ШПИЛЬ ЦИМЛЯНСКОЙ ГЭС

    Первой спичечной этикеткой белорусской фабрики имени Кирова города Ново-Борисова после вхождения ее в состав Борисовского фанерно-спичечного комбината в начале 1953 года, была «Цимлянская ГЭС», отпечатанная в типографии имени Сталина в Минске.
2.jpg
Спичечная этикетка. 1953 г.

    Филуменист Р.Э. Узбеков датирует ее 1953 годом, а разработку дизайна и подписание в печать – до 30 марта 1953 года. В 1953-1954 годы этикетка печаталась в типографиях «Атлас» города Львов и Ленинградской офсетной фабрики.
    Обращает на себя внимание верхняя часть здания ГЭС – колоннада, - которая выглядит на спичечной этикетке по-иному, с отсутствующим в реальности возвышающимся длинным шпилем.
    Аналогичный вид ГЭС встречается на коробках конфет кондитерских фабрик «Жовтень» города Харькова и имени Крупской города Ленинграда. На харьковской коробке имеется указание – отпечатано 18 июля 1952 года.

а.jpg
Кондитерская коробка. Фрагмент. 1952 г.

    Ход строительства Волго-Донского канала постоянно освещался газетами и журналами. Так, на фотографиях в газете «Правда» за 7 и 30 июня 1952 года верхняя часть здания не достроены. 
    Корреспонденты журнала «Огонек», отправившись в водное путешествие по каналу с 1-го шлюза, в июльском номере 1952 года фиксировали, что строительство здания ГЭС продолжается, а уже в августовском выпуске – строительство завершено.
Новый точечный рисунок.jpgНовый точечный рисунок (2).jpg
Фотографии из ж. «Огонек». Июль, август 1952 г.

    Подобное художественное виденье ГЭС на спичечной этикетке оправдано незнанием окончательного вида сооружения. Что позволяет утверждать о изготовлении рисунка этикетки до августа 1952 года, которая потом вошла в обиход.

КАЗАКИ БЕЗ БУРОК

    Сооружение 15-го шлюза является без сомнения лучшим архитектурны объектом всего Волго-Донского ансамбля. Две фигуры казаков на лошадях созданы скульптором Георгием Ивановичем Мотовиловым по проекту Леонида Михайловича Полякова и установлены в мае 1952 года.

4.jpg5.jpg
Эскиз проекта Л.М. Полякова. Фрагменты. 1951 г.

    Всадники 15-го шлюза спичечной этикетки фабрики «Искра» города Благовещенска одеты в бурки и папахи. За основу был взят эскиз конкурсной работы проекта шлюза 1951 года архитектора Л.М. Полякова.


3.jpg
Спичечная этикетка

    В последующем в проект были внесены корректировки, а его первоначальный вариант попал на спичечную этикетку.

Скан_20200603 (3).jpg
Скульптура казака. Шлюз 15-й. Фото А. Гостева. 1952 г.
_____

    Всматриваясь в спичечные этикетки, мы даже не догадываемся, какие, порой, нас ждут удивительные открытия. Даже маленькие, казалось бы, повседневные, невзрачные предметы могут хранить в себе тайны прошлых лет, которые помогают понять и углубить наши знания по истории родного края.

Изображения – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».
При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».