location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Мини-гид «Есенинские места Ростовской области».

Мини-гид «Есенинские места Ростовской области».

 Сергей Есенин..jpg

   В чудесном мире поэзии непрерывно рождаются и вспыхивают поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их «хозяина», свет души других доходит к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России - Сергей Есенин, чье творчество – одно из глубоко волнующих страниц истории русской литературы.

   3 октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Литературный гений родился в крестьянской семье в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии.


Дом поэта в Константиново..jpg С.Есенин в детстве..jpg


   Природа наделила его поэтической внешностью голубоглазого отрока с кудрявой головой цвета спелой ржи и красивой фамилией, по странному совпадению созвучной с самыми любимыми его словами: весенняя Русь. Его талант проявился очень рано. Сергею Есенину было всего двадцать лет, когда появилась первая книга его стихов «Радуница», восторженно встреченная критикой. К Есенину пришла настоящая популярность, и встречу с восходящей звездой русской поэзии ждали во многих городах страны.

   Большой интерес вызывает пребывание Сергея Есенина на нашей донской земле.

   К этой юбилейной дате наш музей предлагает мини-гид по есенинским местам Ростовской области. Мы подготовили своеобразный литературный маршрут, который познакомит с местами, хранящими память о поэте, с непростыми историями и любопытными фактами его биографии.

   Сергей Александрович Есенин приезжал на Дон четыре раза. Первый раз Сергей Есенин посетил город Ростов в июле 1920 года.


Ростов. 1920..jpg


   Только что закончилась Гражданская война, и мирная жизнь постепенно воцарялась в Ростове-на-Дону. Необыкновенно возросла активность людей в сфере творчества. Стихи писали тогда многие, ранее и не знавшие, что это такое, а уж послушать их желало еще большее количество народа. Поэтому и возникла у поэтов традиция читать стихи перед публикой. В то время на Дону можно было встретить многих знаменитых поэтов и писателей: Осипа Мандельштама, Владимира Хлебникова, Александра Фадеева, Максимилиана Волошина, Владимира Маяковского.

   В 1920 году в Ростове ожидали приезда и поэтов-имажинистов. Имажинизм (с латинского - образ) - литературное направление в русской поэзии XX века. Имажинисты стремились к созданию образов, не связанных с реальностью. Основное выразительное средство имажинистов - метафора. Очень сильное влияние на теорию имажинизма оказали теоретические изыскания и всё поэтическое творчество Есенина, который являлся стержнем этого объединения поэтов.


С.Есенин и А.мариенгоф..jpg


   Первый визит поэтов-имажинистов Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа в Ростов 13 июля 1920 года был официальный. Они прибыли с мандатом наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского для пропаганды советской поэзии. Есенин с другом-поэтом воспользовались для путешествия на юг специальным вагоном, в котором они колесили по стальным магистралям страны. 


Обрезка. Оставить Колобова в центре..jpg


   Их приятель Григорий Романович Колобов был ответственным путейским работником. Он получил в свое распоряжение салон-вагон, разъезжал в нем свободно по железным дорогам, именно он предоставлял в этом вагоне постоянное место Сергею Есенину и Анатолию Мариенгофу. Поэты совершили путь из Москвы до города Ростова молниеносно: вместо полагающихся по тому времени пятнадцати-двадцати дней прибыли в Ростов на пятые сутки. И первое, что увидели поэты – это было здание главного железнодорожного вокзала, построенного в 1875 году, по проекту, присланному из Министерства путей сообщения. Имя автора проекта на сегодняшний день не известно.


ЖД.вокзал. Ростов..jpg


   На этом вокзале в салоне-вагоне им предстояло прожить две недели. От вокзала начиналась Большая Садовая - одна из старейших и оживленных улиц Ростова. С этой улицы и началось настоящее знакомство поэтов с городом.


Большая садовая.o.jpg


   Наверное, Сергей Есенин очень удивился бы, узнав, что раньше это была привилегированная улица и предназначалась только для «приличной публики».

   На этой улице в доме № 108 находилась книжная лавка (позже это был книжный магазин «Пропагандист», сейчас это дом под №90).


Дом №90 на Садовой. обрезка 2001..jpg


Здесь находилось правление местной организации Всероссийского союза поэтов (СОПО) и было местом сбора ростовских поэтов, сюда заходили приезжавшие в город писатели и поэты. Именно сюда и наведались Есенин с Мариенгофом.

   Ростовская поэтесса Нина Осиповна Грацианская в статье «О нечаянной радости» писала, как «солнечным июльским днём 1920 года в книжную лавку вошёл стройный светлокудрый человек. Он приветливо улыбнулся, слегка прищуривая синие глаза. Лицо незнакомца, милое своей простотой, сразу располагало к себе. Сергей Есенин! – узнал пришельца кто-то из ростовских литераторов, и его тотчас же окружили, засыпали вопросами. Есенин охотно на них отвечал».

   Поэты-имажинисты познакомились с местными поэтами и договаривались о расклейке афиш и аренде помещения для устройства литературного вечера. На следующий день ростовские газеты пестрели заголовками: «В Ростове имажинист Есенин», публиковались строки из его произведений.

   Есенин времени даром не терял и до начала своего выступления успел познакомиться в книжной лавке с шестнадцатилетней поэтессой Ниной Грацианской.


грацианская.jpg


   Поэту с первых минут знакомства показалось, что он влюблён. Он подарил девушке свой сборник стихов «Голубень», написав на обложке: «Утешаюсь тем, что и я был когда-то таким же юным, как Нина Грацианская. 21 июля.».

  Поэт не случайно обратил внимание на юную поэтессу. Нина Осиповна Гербстман (в замужестве Александрова, Грацианская - литературный псевдоним) была довольно заметной фигурой в литературной среде Ростова в 1920-е годы. Она была знакома с Бальмонтом, Тэффи, посещала вечера Игоря Северянина, в 1919-го участвовала в деятельности тифлисского «Цеха поэтов», была одним из авторов альманаха этой группы «АКМЭ». Именно тогда она взяла себе литературный псевдоним «Грацианская». Нина принимала самое активное участие в подготовке литературного вечера поэтов-имажинистов.

   Более недели потребовалось устроителям найти помещение, расклеить афиши, и вот запланированный вечер состоялся 21 июля 1920 года в самом большом кинотеатре Ростова того времени – кинотеатре «Колизей». Поэта поразил вид самого здания, в котором ему предстояло выступать.


Кинотеатр Колизей.jpg


Кинотеатр находился на первом этаже трехэтажного дома бывшего купца Мелконова-Езекова. Здание было построено в начале XX века в стиле модерн и считалось вторым в Ростове по своему убранству после Городской Думы (в годы Великой Отечественной войны дом был частично разрушен, позже на его месте находился кинотеатр «Буревестник», построенный в сталинском ампире.)

   Накануне выступления Сергей Есенин попросил Нину Грацианскую прийти пораньше до начало вечера. Она сидела рядом с поэтом и видела, как серьёзно готовится Сергей Есенин к своему выступлению, словно к состязанию, из которого ему надо было обязательно выйти победителем. У него были сжаты губы и напряжённый взгляд. Он понимал, что среди публики, обязательно найдутся те, кто будут враждебно настроены к нарождающейся советской поэзии. В тот вечер Колизей действительно чем-то напоминал арену гладиаторов.

   Из воспоминаний Н.О. Грацианской: «Польстившись афишами, в кинотеатре собралась в большинстве буржуазная публика, собралась поскандалить и отвести душу на заезжем из Москвы поэте. Но недолго пришлось ей свистеть, очень скоро весёлые реплики сменились внимательной тишиной. Есенин читал ярко, своеобразно. В его исполнении не было плохих стихов: его сильный гибкий голос отлично передавал и гнев, и радость – все оттенки человеческих чувств. Огромный, переполненный людьми зал, словно замер, покорённый обаянием есенинского таланта». Бурей аплодисментов были встречены его стихи, поэту аплодировали так неуёмно, что, казалось, Есенину никогда не уйти с эстрады».


В. Жак.jpg


   Ростовский поэт Вениамин Жак писал, «что у Есенина была задушевная манера декламации. У каждого человека в зале возникало чувство, будто поэт читает именно для него, обращаясь к нему. При этом Есенин так сжимал кулаки, что ногти впивались в ладони. А после вечера он с удовольствием рассматривал свои руки с маленькими, но болезненными ранками».

  На здании бывшего кинотеатра «Буревестник» (со стороны улицы Большой Садовой), где когда-то располагался кинотеатр «Колизей», в котором выступал великий русский поэт Сергей Есенин, в честь этого события была установлена мемориальная доска. 


Кинотеатр Буревестник..jpg мемор. доска.jpg


Открытие памятного знака Сергею Есенину в Ростове состоялось в день столетия поэта 3 октября 1995 года. Автор памятного знака – ростовский скульптор Сурен Петрович Васильев.

   Дни первого визита на Дон были полны для Есенина неожиданными событиями. На Ростовском вокзале он случайно встретил свою бывшую жену, актрису Зинаиду Николаевну Райх. С новорождённым его сыном она направлялась на отдых в Кисловодск.


Зинаида Райх.jpg


Этой ей было посвящено знаменитое стихотворение «Письмо к женщине».

Вы помните, Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял, приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне.

Вы говорили: нам пора расстаться,

Что Вас измучила моя шальная жизнь,
Что Вам пора за дело приниматься,
А мой удел - катиться дальше, вниз.

Зинаида Райх родила поэту двоих детей - Татьяну и Константина, однако сына он не видел, они расстались, когда она была беременной. Тогда, на ростовском вокзале, взглянув на ребенка, он и произнес, печально знаменитую фразу: «Фу, черный…Есенины черными не бывают». Он признал тогда Константина своим сыном. Позже поэту уже не казалось, что Есенины черными не бывают.

   Нежданной оказалась и встреча с однокурсником Борисом Андреевичем Сорокиным, поэтом, журналистом, автором мемуаров.


Борис Сорокин..jpg


   Есенин пригласил Бориса Сорокина в свой вагон, который показался гостю чем-­то вроде складского помещения. Полки трех купе были буквально завалены книгами и брошюрами, среди всего этого - сборники самого Есенина. На книге «Трерядница», выпущенной в 1920 году, поэт оставил автограф: «Б. Сорокину с дружбой и воспоминаниями об университете в Шанявском. Август 1920-­го, Ростов».


Анненков..jpg


   В Ростове поэт случайно встретил своего приятеля, художника русского авангарда Юрия Павловича Анненкова, с которым весело провели время в одном из ростовских ресторанов.

   В свой первый приезд Есенин с другом-поэтом Мариенгофом в Ростове провел всего один поэтический вечер. Молодым людям (и Есенину, и Мариенгофу) не было еще и тридцати, поэтому кроме пропаганды советской поэзии, им хотелось развлечься, испытать радость от новых встреч, знакомств, женского внимания, восхищения поклонников. Почти ежедневно Есенин бывал в доме отца Нины Грацианской, известного тогда в Ростове врача Иосифа Израилевича Гербстмана, знатока литературы, создавшего у себя, по сути, поэтический салон. Быть приглашенным сюда почиталось за честь. Здесь, окруженный молодёжью, Сергей Александрович читал свои стихи, рассказывал о встрече с Блоком.

 - Очень люблю Блока, - говорил он, - у него глубокое чувство родины.

Это было созвучно и самому Есенину. В одном из писем к другу поэт писал: «Знаешь, почему я поэт? У меня родина есть. Нет поэта без родины».

  Многие тогдашние знаменитости посещали этот гостеприимный дом, который значился под номером 50 и находился на улице Социалистической, в те годы она называлась Никольской. Дом, в котором радушно принимали Есенина, к сожалению, не сохранился – на его месте сейчас высится многоэтажное здание.

   Поэты, гуляя по городу, чтобы лучше его узнать, зашли в городской парк (нынешней парк культуры и отдыха имени Горького). Их заинтересовала ажурная решетка, которую в конце XIX века спроектировал архитектор Н. Дорошенко.


Городской парк в Ростове.jpg поэты в городском парке..jpg


   На фотографии запечатлены Есенин с Мариенгофом перед входом в городской парк, где они сидели на цоколе решётки. На снимке С. Есенин выглядит даже моложе своих двадцати пяти лет, задорно щурится от яркого солнца. Кто сделал снимок - не установлено, Мариенгоф на фотографии проставил своей рукой дату: «23 июль 20 год».


Миклашевская.jpg


   У поэта город вызвал интерес еще тем, что здесь родилась и когда-то жила его донская муза, русская актриса драматических театров Августа Леонидовна Миклашевская. Уроженка Ростова-на-Дону занимала особое место в жизни С.Есенина. Она была его возлюбленной, который он посвятил семь стихотворений из цикла «Любовь хулигана».

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

   В Ростове С. Есенин познакомился с Константином Ивановичем Аладжаловым, художником – графиком и акварелистом. Именно в период их знакомства и появился этот необычный портрет поэта.


АЛАДЖАЛОВ.jpg Портрет С.Есенина. 1929..jpg


Аладжалов в то время создавал графические декоративные элементы для журнала «Донская волна». Очень любил поэзию и неудивительно, что у него состоялась встреча с Сергеем Есениным. Портрет был опубликован в Лондоне, а затем передан вдове поэта С.А.Толстой.

Валентина Кузнецова, исследователь жизни и творчества Сергея Есенина писала о портрете: «Не сразу поймешь, что это портрет С.Есенина. Контурной линией вылеплено лицо, ничего мягкого, все резковато, губы без улыбки, большеватый нос, глаза, зрачки которых сдвинуты к переносице, волосы, челкой густой, закрывающие лоб до бровей. В волосах тяжесть чувствуешь, не пышность. На голове шапочка, напоминающая тюбетейку. Что-то от угловатого подростка в этом портрете, и угрюмость взгляда. Сосредоточенность внутрь себя, какая-то обиженность сомкнутых плотно губ».

   Накануне отъезда поэта, ему был устроен прощальный ужин, на котором поэт без устали читал свои стихи. Члены Ростовского союза писателей уже сдружились с Есениным, им было очень жаль, что он покидает Ростов. Напоследок поэт прочел стихи, где были такие строки:

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет,

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

   Увидев взволнованные лица своих почитателей, С. Есенин по-озорному сказал: «А ведь есть продолжение» и прочел:

Расступаются в небе тучи,

Петухи льют с крыльев рассвет…

Давно уже знаю, что я самый лучший,

Самый первый в России поэт!

Тогда эти строки нигде не были напечатаны, очевидно, экспромту-шутке, рожденной на этой ростовской встрече, Есенин не придал никакого значения, они были напечатаны значительно позже.

   После отъезда Есенина, в городе ещё долго шли оживленные разговоры о замечательном поэте, стихи которого ничуть не похожи на имажинистские стихи.

   В конце июля 1920 года Есенин и Мариенгоф прибыли на железнодорожный вокзал Таганрога.


Ж.Д.Вокзал. Таганрог.jpg


В то время вокзал превосходил по своей красоте даже столичные вокзалы. Гости осмотрели достопримечательности города. О приезде поэтов уже была осведомлена интеллигенция Таганрога.

   Известному врачу-стоматологу Марии Александровне Фабриковой-Орскойпосчастливилось встречаться с С. Есениным, благодаря своему мужу Сергей Дмитриевичу Орскому, артисту, художественному руководителю народно-художественного театра (ныне Таганрогский театр имени А.П.Чехова), который посетили поэты.


М.А.Фабрикова-Орская.jpg С.Д.Орский..jpg Театр в Таганроге..jpg Дом в семьи Орских в Таганроге.jpg


Любитель поэзии С.Д. Орский пригласил Есенина и Мариенгофа к себе – в дом №84 по улице Чехова. Поэты охотно согласились – встреча затянулась далеко за полночь. Во время застолья Есенин читал стихи. В память о своем пребывании в Таганроге поэт подарил С.Д. Орскому книгу своих стихов с дарственной надписью.

   В последних числах июля намечалось выступление Есенина в Новочеркасске. Были расклеены точно такие же, как и в Ростове афиши — но с единственным отличием: поэтический вечер назвали лекцией. Предстоящее событие заинтересовало местных журналистов. Они прослышали о таинственном вагоне, в котором колесят по железной дороге поэты-имажинисты и решили подготовить для этих, как посчитали, «заезжих авантюристов» неожиданный «сюрприз». Собрав все слухи о них самих и литературной группировке имажинистов, в которую входили Есенин и Мариенгоф, газетчики выпустили перед началом ожидаемой лекции разгромную публикацию, напечатав статью «Шарлатаны? Сумасшедшие?» в газете «Красный Дон». И хотя поэты прибыли в столицу казачества Новочеркасск, выступить перед публикой им не позволили.


ЖД. вокзал. Новочеркасск..jpg

Железнодорожный вокзал, г. Новочеркасск.


   Напуганный скандалом Г.Колобов отдал распоряжение «отбыть с первым отходящим», и поэты срочно уехали с Дона в Минеральные Воды.

   В дальнейшем Сергей Есенин бывал в Ростове еще трижды, но не столь продолжительно, как в свой первый приезд летом 1920­-го года.

   В сентябре, возвращаясь с юга, С. Есенин принял участие в массовом празднике, организованном ростовским отделением Пролеткульта. Он выступил в тогдашнем театре имени А.В.Луначарского, который находился в здании бывшего Асмоловского театра, построенного в 1883 году владельцем табачной фабрики, любителем театрального искусства Владимиром Ивановичем Асмоловым. Долгое время Асмоловский театр был самым вместительным. В марте 1920 года театр был национализирован, а в апреле эго года ему присвоили имя народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. У Есенина была возможность оценить вместительность помещения, который был заполнен до отказа. В театре Сергей Есенин читал написанный в Баку цикл стихотворений «Сорокоуст».


Асмоловский -Т.Луначарского.jpg


28 ноября 1920 года здание охватило пламя, сгорели все декорации, реквизит, костюмы, а также личные вещи актеров. Восстанавливать театр не стали.

   Очередной приезд С. Есенина в Ростов состоялся в феврале 1922 года. В этот период складывались непростые отношения между С. Есениным и великой американской танцовщицей Айседорой Дункан.


Айседора Дункае..jpg


Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк,

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

   Друзья предложили поэту новое путешествие в «колобовском» персональном вагоне. Он провел в Ростове всего один день в ожидании вагона, который должен был увезти его в Баку. Ожидая вагон, Есенин целые сутки провел в доме Нины Грацианской. Обещанного для продолжения поездки вагона поэт тогда не дождался и поэтому вынужден был вернуться в Москву, из которой он так рвался, поэтому настроение у него было неважное. На сей раз Есенина раздражала ростовская погода: был туманный день, всюду подтаявший снег. Об этот неудачной поездке он сообщил в письме А. Мариенгофу, отправленном в тот февральский день из Ростова: «Сижу у Нины, и ругаюсь на чем свет стоит. Вагон наш, конечно, улетел. Ростов – дрянь невероятная, грязь, слякоть».


С.А.Толстая..jpg


   26 июня 1925 года поэт с последней своей женой Софьей Андреевной Толстой, внучкой великого писателя Л.Н.Толстого, проездом в Баку останавливался на ростовском вокзале. Это было последнее посещение поэтом Ростова. Остановка была непродолжительной. О ней свидетельствует только почтовая открытка, написанная Софьей Андреевной на ростовском вокзале. Она адресована приятелю Есенина, поэту В.И.Эрлиху. Сергей Есенин сделал шутливую приписку:

«Милый Вова,
Здорово.
У меня неплохая «жись».
Но, если ты не женился,
То не женись.»

   С.Есенина всегда привлекал Дон. Как истинно русского человека его не могла не интересовать донская вольница и слава бесшабашных воинов, которая исстари сопровождала донцов. Это хорошо прослеживается в творчестве поэта. Уже в 1914 году он написал стихотворение «Ус», посвящённое судьбе донского атамана Василия Родионовича Уса, который, начиная с 1666 года, конфликтовал с Москвой, а затем со своими казаками примкнул к движению Степана Разина.

   Несколько раз Дон упоминается в есенинской поэме «Песнь о великом походе». Поэма - «Пугачёв» - целиком посвящена известному донскому казаку, предводителю крестьянского восстания 1773-1775 годов, на которого ранее обратил внимание А.С. Пушкин.


Пэма Пугачев..jpg


Есенин подчеркивал, что «Пугачев» - это уже эпос. Пугачев», бесспорно, одно из любимых творений Есенина, в которое он вложил всю свою творческую страсть.

   О смерти великого русского поэта Сергея Есенина литературный Ростов, как и вся страна, узнал в последние дни декабря 1925 года.


Сусанна_Григорьевна_Мар_.jpg


   Одной из первых на трагическое событие откликнулась русская поэтесса, уроженка Нахичевани-на-Дону Сусанна Мар в статье «Сгоревший поэт».

   30 декабря о смерти поэта сообщила ростовская газета «Молот». В начале 1926 года в «Молоте» был помещён отчёт об организованном в Ростове 2 февраля вечере памяти Сергея Есенина. Сбор средств после проведённого вечера пошёл на издание в Ростове сборника памяти поэта.

   Активное участие в работе комитета по увековечению памяти Есенина принимала Нина Грацианская. Сразу после его смерти она написала о нём стихи, которые были напечатаны в московском коллективном сборнике «Памяти Есенина», где Нина Грацианская была единственной из ростовских поэтов.


Дальним внукам в года золотые

В синем свете немеркнущих глаз

Сбережёт твои песни Россия,

А тебя уберечь не смогла.


   Нина Осиповна оставила воспоминания о встречах с Есениным в Ростове. Впервые они были опубликованы в 1926 году.

Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно.


Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил.

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.


   Наш «мини-гид» завершен, надеемся, что он обогатит ваши знания новыми фактами биографии великого поэта Сергея Александровича Есенина.


Изображения – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».
При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна.
Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».