.
Александр Михайлович Листопадов 

4b8b87a86ff60847b1b0a2f326f70786.jpg

13. 09.1873 г. - 14.02.1949 г.

Выдающийся собиратель и исследователь донского фольклора: песен, былин, преданий - музыкант, композитор, хоровой деятель, наш знаменитый земляк. Он вошел в историю нашей музыкальной культуры как один из крупнейших знатоков донских казачьих песен, донского фольклора.

Песенная культура, что окружала казаков в станицах и хуторах дошла до нас и до сих пор потрясает и в этом немалая заслуга Александра Михайловича Листопадова.

Биография его по-своему удивительна. Листопадов родился 18 сентября 1873 года в станице Екатерининской Первого Донского округа Области Войска Донского, в семье станичного священника. При крещении его нарекли Александром. Детство его примечательно тем, что было окружено музыкой. Мать, Александра Михайловича часто укладывая своего шустрого как ртуть сынишку, пела ему песни, которые захватывали маленького Сашу и переносили во времена седой древности. Великое множество прибауток, колыбельных песен слышал маленький мальчик, еще не научившись говорить.

Слушая мамины прибаутки, песни Саша привыкал к музыке и ритму родного языка.

А уж когда встал на ножки и начал ходить по куреню и по двору, то окунулся в безбрежный океан фольклора. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз», который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», как говорит казачье присловье. Очень любил Саша слушать казачьи сказки: смешные и страшные, веселые и серьезные, сказки про животных, волшебные сказки, сказки-диалоги-анекдоты, сказки-былички. Особенно ему по душе пришлись сказки на библейские сюжеты, где главными действующими лицами являются православные святые. Саше нравилось, что святые помогают людям. Так, в сказке о том, как казаки строили дорогу к Тихому океану, святой Николай варит уставшим казакам кашу, а Богородица отгоняет от спящих в тайге казаков тучи комаров и гнуса.

В семье Листопадова любили петь. Пели песни казачьи, часто украинские и конечно, русские. Неудивительно, что и Саша полюбил музыку. В казачьих станицах всех казачат учили петь. Учили, прежде всего, в церкви, учили петь дома, учили петь старики. На Дону говорили не петь, а «играть» песню. Когда у одной казачки спросили, почему песни «играют», а не поют, она ответила, что понятие петь песни связано с пением по нотам, а вот «играть» песни – это то, что идет от души

07b01be0ecc1af146564e97e7252199b.jpgи сердца, то чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей. Умение «играть песни» было таким общепринятым, что, если про человека говорили, что у него нет слуха, казаки думали, что он глухой.

В станичных школах обязательным предметом было обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Фактически, музыкантами были все. Саша на редкость оказался музыкально одаренным ребенком. У него был идеальный слух, красивый голос, он прекрасно владел многими музыкальными инструментами.

Десятилетнее образование Александра Листопадова проходило в Новочеркасске, где он окончил Духовное училище, а затем Духовную семинарию.

В годы учебы Александр был певчим ученического хора. Александр уже в детстве обратил внимание, что многие казачьи песни забыты, поются единицами. И хотя у песен век дольше человеческого, но и они не вечны. Немало из них утрачено, и Александр пришел к мысли, что надо собирать эти народные жемчужины, чтобы сберечь их для последующих поколений. Окончив, Новочеркасскую духовную семинарию, он 10 лет проработал школьным учителем в родных краях, продолжал заниматься собирательской деятельностью.

 Ходил по дворам хуторов, станиц доверительно беседуя с казаками, и главное слушал, как они поют. Искренне восхищался, если попадалась редкостная песня. Его хорошо знали, встречали уважительно, но, тем не менее, провожая его до калитки, иной казак или казачка долго смотрели ему вслед и думали про себя: «Чудной этот учитель, песни собирает. А ведь местный, из наших, а не похож на нас. Особенный какой-то что ли». А молодой Листопадов продолжал отмахивать километры и собирать песни. И собрал он их тогда до 400 старинных казачьих песен в подлинном нарядно многоголосом изложении.

О первых итогах своей собирательской работы он сделал доклад на заседании музыкально-этнографической комиссии в Москве. Песни донских казаков были высоко оценены многими видными деятелями русской культуры.

Деятельность Листопадова заинтересовала не только музыкальные круги, но и донское правительство. По распоряжению военного министра, на средства Донского областного статистического комитета снаряжается экспедиция по сбору донских песен, былин по хуторам и станицам Первого Донского округа, к которым относятся и наши станицы: Романовская и Цимлянская. Листопадов был назначен руководителем экспедиции.

Воспитывать молодых казаков на песнях своих предков, воспитывать патриотические чувства у казаков перед надвигающейся русско-японской войной, на донском фольклоре – такие цели ставили перед Листопадовым. Особенно военное министерство интересовали исторические песни. Ведь следуя степной традиции, исторические песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, даже не очень крупных, событиях казачьей жизни с точным указанием времени и места. Только казачья песня может начинаться словами: «В 1791 роки пришел приказ вид нашей царицы с Петербурга города».

По песням учили казачата историю. И, надо сказать, знали ее очень точно. Казачья пословица гласит: «Казацкая жизнь – вся в песнях». Не случайно, когда историк Сухоруков спросил русского поэта М.Ю.Лермонтова, чему верить – чиновным грамотам или казачьим песням, поэт, прекрасно знавший казаков, не сомневаясь, ответил: «Казачьим песням! Они не врут!».

Главной задачей для Листопадова, как собирателя и исследователя, записать еще не известные и нигде не записанные ранее казачьи песни.

Труд был поистине гигантский, отыскать среди знакомых песен редкостную, очень древнюю. Пожилые казака могли знать несколько тысяч песен. Только в свадебном обряде кубанцев было не меньше тысячи песен. Причем их знали и пели все. Каждая станица старалась проявить себя, отличиться от других, поразить Листопадова какой-нибудь особенной песней. И искренне огорчались, когда Александр Михайлович заявлял им, что песни, которые они пропели, записаны раньше и, следовательно, записывать второй раз уже ни к чему. Боясь насмешки других станичников, они не отпускали Александра Михайловича, говоря ему: «Куда вы торопитесь, дайте подумать, не можем же мы осрамиться перед соседями». Действительно, слухи о результатах песенных работ долетали до других станиц очень быстро. Чтобы избежать худой славы, песенники старались изо всех сил, чтобы не ударить лицом в грязь: заранее собирались в станичном правлении или одного из казаков, делали списки лучших своих песен, которыми надеялись блеснуть. В составлении таких списков принимали участие сами станичные атаманы, народные учителя и другие представители местной интеллигенции, но не всегда эти списки удовлетворяли требования экспедиции. Порой репертуар песенников, кажется, исчерпан: сколько бы они не напрягали память, нужная песня не шла на ум.

461b070d42c39cbe976281e861d624b8.jpg«Ты что, сват», обращается один из стариков к своему веселому товарищу, «наладил свои «ветрянки» да «бабьи краснобайки», аж слушать тошно! Разве такие-то нужны господам? Ты вздумай такую, что кадысь была, да ковыль травкой поросла, чтоб в слезу прошибла!».

В этой экспедиции Листопадов применил фонограф, аппарат для записи голоса. Порой сильно, смущенные невиданной машинкой, песенники от волнения забывали тексты. 

Был Листопадов и в наших станицах. В то время в станице Романовской был создан хор, слава о котором разносилось по всей округе. Слушал его и Листопадов. Одна из наиболее популярных песен – «Ай, зима, зимушка. Она приходит» - часто звучала в исполнении романовского хора.

Почти девятимесячная командировка, которая длилась с октября 1902 по июнь 1903 года, превзошла ожидания участников экспедиции. Было записано 703 казачьих народных песен и 17 калмыцких. Среди собирателей донских казачьих песен Листопадов занимает особое место не только потому, что им собрано их наибольшее количество, но то, что он тексты и напевы записывал одновременно, поэтому записанные песни сохраняли живость и образность народной речи донских казаков. Благодаря Листопадову, мы знаем не только, что пели на Дону, но и как пели.

Александр Михайлович Листопадов решает продолжить образование. Ему было 30 лет, когда он приехал в Москву для того, чтобы учиться в Московской консерватории и одновременно и на филологическом факультете Московского университета. Во время учебы, он продолжает заниматься сбором и исследованием народной песни. После Москвы Листопадов уезжает в Саратов, где преподает в музыкальном училище, в том числе и в Саратовской консерватории, продолжает заниматься исследовательской работой.

В 1911 году выходит из печати сборник Листопадова «Песни донских казаков», который вызвал восторженные отклики. За этот труд Листопадов был награжден золотой медалью.

9cbeb3fd12bc064fc414f890345468ea.jpg a0c88471c9fa374424a78bd2d1fceb14.jpgВ сборник было включено 107 песен разных  жанров. В своих статьях, Листопадов подчеркивал, что песенный океан окружает казака с детства до могилы: с песней рождались, с песней шли воевать, в песнях оставались, ложась в могилу. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке.

В Саратове Листопадова застала  Октябрьская революция и гражданская война. В 1920 году он возвращается на Дон. При въезде в родную станицу вдыхает донской воздух полной грудью. Знакомые женщины-казачки, удивляются: «Глядите, это же наш Александр Михайлович!» Сердце замирает от радости: все позади: война, разруха. А в его станице тихо, приветливо, уютно. Но это было, к сожалению, обманчивое впечатление. Гражданская война оставила глубокий след в душах людей. Он едет в Новочеркасск  и начинает преподавательскую деятельность в музыкальном училище. Он очень любит своих студентов. По старому обычаю русских профессоров, Листопадов приглашает молодежь на чай и за чашкой чая начинаются горячие дискуссии об искусстве.

  Из расформированного Новочеркасского Войскового казачьего хора Александр Михайлович  создает певческую капеллу.

  В 1920 году он дирижер музыкального драматического коллектива, ставит оперы, преподает в Донском в педагогическом институте и музыкальном техникуме.

В 1934 году талантливого ученого отправляют с экспедицией в Таджикистан для изучения таджикских песен. Эта экспедиция, была полная всяких неожиданностей и трудностей. Результатом работы Листопадова стала запись 350 песен Средней Азии. Александр Михайлович вернулся на родину.

  В конце 1930-х годов в Ростове-на-Дону он создал хор донских казаков и готовил новую экспедицию. Но его деятельность была прервана. Началась Великая Отечественная война.c469968eaca44ebde02fbe1fdfdfb0f8.jpg

  Фашисты подступили к Ростову. Александр Михайлович решили с женой эвакуироваться, когда начали грузиться на пароход, неожиданно фашистские самолеты начали бомбежку. Жена Листопадова, Надежда Ивановна тянула его от берега, умоляя Александра Михайловича укрыться в яру, а он так вцепился в тяжелые связки рукописей, с записями казачьих песен, что у нее не хватало сил, чтобы оторвать его от них. Надежда Ивановна крикнула ему: Саша, брось, жизнь дороже!». А он ей в ответ: «Жизнь у меня, связана с этим».

После войны он продолжает свою любимую работу. Просматривает старые записи, словно понимая, что осталось жить немного (болезнь давала о себе знать), редактирует золотое наследие нашего края – бессмертные песни донского казачества. В то время, в газетах стали появляться статьи, в которых журналисты писали о гибели народной песне в будущем. Это приводило Александра Михайловича в бешенство. Худенький, болезненный человек, в такие минуты он был похож на разъяренного льва. Он ходил по комнате и возмущенно говорил своему товарищу, писателю Михаилу Никулину: «Ты понимаешь, что главное в песнях донских казаков – это народность звучания. А уж где народность, там не ищи подвоха в искусстве. Там найдешь и большие чувства, и ясные мысли. Народная песня – она брат, не любит тесноты! Ей – богу, вот запоют ее в какой-нибудь похилевшей хате, а она сей же момент выхватит на широченный простор и тех, кто поет. И тех, кто слушает»


a477bad2b48357999f60af98b5e6d286.jpgЛистопадова называли солдатом донской песни. Он любил песню, посвятил ей всю свою жизнь и будет в них жить, пока звучат собранные им песни. А собрал Александр Михайлович 1800 песен, в том числе 1300 казачьих разных жанров. Он автор книг «Донские былины», «Донские исторические песни». Главный труд великого земляка был издан уже после его смерти. Это пять томов «Песен донских казаков». В собрание вошло 1204 казачьи песни. Это издание было результатом многочисленных фольклорных экспедиций по станицам и хуторам Донской земли. Фольклорные экспедиции Листопадова сохранили для нас еще одно бесценное сокровище. Записывая «со слуха» речь малограмотных станичников, он невольно фиксировали тот язык, на котором говорили казаки прошлых столетий. Этому местному диалекту поражаются, и фольклористы нашего времени

Песни, собранные А.М.Листопадовым, и ныне звучат в исполнении наших народных самодеятельных и профессиональных коллективов. Пожалуй, и нет на Дону такого казачьего ансамбля, который не знал бы имени Александра Листопадова и не дарил бы сердцам слушателей записанных им донских напевов.

Он умер в 1949 году и похоронен в Ростове. Несмотря на то, что потомков у Листопадова не осталось, однако могила его по-прежнему ухожена, люди постоянно приносят живые цветы.

Материал подготовлен Скакуновой Татьяной Николаевной –

Старшим научным сотрудником научно-исторического отдела

ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей»