location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Лесин Сергей Михайлович

Лесин Сергей Михайлович


Роль водолазов в перекрытии русла Дона при строительстве Цимлянского гидроузла


Новый точечный рисунок.jpg   В этом году исполняется 70 лет Волго-Донскому судоходному каналу. 27 июля 1952 года был официально пущен в эксплуатацию и Цимлянский гидроузел (далее по тексту ЦГУ). Самую заметную роль в приближении этого события неожиданно сыграли самые незаметные работники ЦГУ – подводные строители Волго-Дона, три водолаза: Михаил Лесин, Александр Назаренко и Сергей Веселовский. Принято считать, что роль личности в истории играют только великие и известные люди. Но сейчас речь пойдет о рабочем человеке, который

своим профессионализмом и самоотверженностью обеспечил своевременное окончание строительства ЦГУ.

   В эколого-историческом музее, этот человек присутствует сразу в двух важных музейных экспозициях: как участник Великой Отечественной войны и как знаменитый строитель ЦГУ. Имя этого человека: водолаз первого класса Михаил Федорович Лесин. Его, как и многих участников этой всесоюзной стройки, уже давно нет среди нас. Водолазом он стал в 1943 году во время Великой Отечественной войны и проработал тяжелым водолазом на ЦГУ (в разных организациях) с 1950 по 1978 год.

   Все объекты ЦГУ, в том числе: ГЭС, шлюзы и прочие сооружения, которые сейчас находятся в воде или под водой, возводились на суше по обоим берегам Дона. Реке, текущей через стройку, оставили протоку под названием «проран» шириной 80 м. 22 сентября 1951 года проран был перекрыт, и донская вода начала наполнять водохранилище. Засыпали его с деревянного автомобильного моста самосвалами, выгружавшими в воду камни, бетон и землю.

   Проран требовалось засыпать до осеннего подъема уровня воды. Осенний паводок, а тем более весенний ледоход, не оставили бы от моста и следа. Опоры моста назывались «ряжи» и представляли собой большие клетки из бревен, наполненные бутовым камнем. Семь временных фундаментов под ряжи должны быть сооружены летом, межу весенним и осенним паводками, когда Дон маловоден и тих. С этими каменными «постелями» случился непредвиденный казус.

   Укладку каменных постелей планировалось выполнить силами имеющейся водолазной станции, тяжелые водолазы которой в трехболтовом снаряжении буднично трудились на строительстве, обслуживая подводную инфраструктуру стройки.

  В проране Дон тек со скоростью 1 м/сек. Согласно проекту производства работ тяжелые водолазы вручную должны были разнести и уложить бутовый камень в «постели» фундаментов. На выполнение этой подводной технологической операции отводилось лето 1951 года. Но баржи с камнем пришли со значительным опозданием. И более того, высыпали камень сразу весь. Проходное сечение прорана уменьшилось, скорость и турбулентность течения возросли до такой степени, что опрокидывали водолаза как щепку.

   Товарищ Сталин очень не любил, когда сроки пуска всесоюзных строек нарушались. Ситуация стала критической. Водолазы не могли ходить по дну и носить камни. Драгоценное время шло, а технического решения по выходу из ситуации не было. Забегая вперед, скажу, что водолазы, несмотря на невозможность выполнения этой работы предписанными методами, выполнили ее с помощью смекалки, риска и неимоверного напряжения сил. Мост был возведен в положенные ему строки.

   Это произошло благодаря закаленной в войне воле водолазов и решимости водолаза Лесина. На стройке работало три водолаза. Все они бывшие военные водолазы Черноморского флота. Каждому из них приходилось выполнял подводные работы, которые в мирное время считались и считаются невыполнимыми. Поэтому, водолазы дали обещание партии и правительству выполнить эту работу в срок. При этом М.Лесин взял на себя роль не только водолаза, но и водолазного специалиста.

   Трем друзьям - водолазам в 1951 году было по 25 лет. Двое из них, Веселовский Сергей Иванович и Назаренко Александр Павлович занимались до этого в Черном море подъемом затопленных судов. Им не приходилось работать на течении и в мутной воде. А Михаил Лесин был универсальным водолазом. В составе Дунайской военной флотилии он с сентября 1944 года до окончания войны прошел с боями по Дунаю от Черного моря через Румынию, Болгарию и Югославию. Флотилия прорывалась по реке с боями. Дунай местами был непроходим для кораблей. Рухнувшие в воду мосты (железнодорожные и автомобильные), вагоны и суда на дне, заминированные участки реки, разрушенные переправы (с автомобилями и танками на них), заставляли флотилию останавливаться. Расчищали фарватер Дуная водолазы. Чтобы лишний раз не оказаться под бомбежкой или артобстрелом, водолазные работы часто проводили ночью. Поэтому водолаз Лесин умел работать наощупь и на сильном течении, лежа. Кроме того, чтобы флотилия в сентябре 1944 года начала свое движение по Дунаю из Черного моря, в августе в устье Дуная с фарватера был поднят немецкий тральщик «Графенау», загораживающий фарватер реки. Активно работал на этом подъеме водолаз Лесин, ему в 1944 году было 18 лет, но за его плечами уже был полугодовой стаж подводного разминирования одесского порта и судоподъема, он считался опытным водолазом и уже был награжден орденом Красной звезды.

   В проране ЦГУ водолазы работали лежа, крепко вцепившись руками в железнодорожные рельсы, уложенные на дне поперек потока. Работали наощупь. Обучая товарищей работать при нулевой видимости и на сильном течении, водолаз Лесин здесь вновь оказался на передовой. Отваги ему хватало. Например, во время формирования в Одессе Дунайской военной флотилии, водолазы в нее шли неохотно. В море по ним не стреляли, а на Дунае шли бои, моряки гибли. Поэтому из трех водолазов ЦГУ, имел правительственные награды и был участником войны только Лесин.

   Ряжи начали устанавливать, не дожидаясь окончания в проране водолазных работ. Растущие один за другим ряжи уменьшали проходное сечение прорана и увеличивали скорость течения. Оно к окончанию работ возросло до 4 м/сек, т.е. до 14,4 км/час. Производительность труда водолазов снизилась. И не только из-за течения. Водолазам пришлось работать без выходных, каждый день до изнеможения. Ночью отсыпались и снова в бой. Ползком по дну, перебирая руками по рельсу и толкая перед собой камень, путаясь в шлангах и грузах, ничего не видя, перетаскивали из куч по одному камню и укладывали их в размеченные на дне фундаменты.

   В документальном фильме о строительстве Цимлянского гидроузла, снятом в 1951 году, есть кадры с мостом и прораном, в котором несется донская вода. Глядя на этот бурлящий стремительный поток, невозможно поверить, что в этой стремнине на глубине 5-6 м в течение месяца работали водолазы.

  Не знаю, впитала ли мировая водолазная наука этот уникальный опыт подводных работ при столь сильном течении, но он зафиксирован журналистами, писателями и художниками, ведущими свои репортажи с всесоюзной стройки коммунизма. Этот исторический факт послужил темой для написания нескольких статей в газетах и рассказов в книгах, в том числе рассказа «Эстафета» Бориса Полевого автора «Повести о настоящем человеке».

   Водолазы ЦГУ своим трудовым подвигом не только навечно вписали свои имена в историю строительства гидроузла, но и стали одними из первых жителей будущего города Волгодонска. Сплоченной командой они достойно проработали на ЦГУ до своего выхода на пенсию во второй половине 1970-х годов.