location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Дронов Валерий Александрович

Дронов Валерий Александрович,

член Союза краеведов России.

с. Дубовское Ростовской области


Старообрядцы в Задонье

   На Правобережье Дона в конце XVIII – начале XIX вв. казачьи общины столкнулись с проблемой малоземелья. Увеличивалось количество мужчин-казаков, поэтому уменьшался земельный пай. Появилась необходимость освоения левого берега Дона и местностей бассейна р. Сал. Переселение шло трудно, было мало хозяев, желающих оставить нажитое и переехать в местность с полупустынным климатом. По собственному волеизъявлению прибывали на новые места старообрядцы.

   Так в Задонье образовались хутора и станицы со значительным старообрядческим населением. Большинство старообрядцев поселилось в хуторах: Овчинников — 236 из 410 чел., Колодезный — половина жителей, в Февралёве каждый четвёртый, много их было в Харсееве, Подгорном. А в х. Черлёном, что около ст. Баклановской, все казаки были старообрядцами. В населённых пунктах, расположенных рядом с р. Сал, они селились в ст. Атаманской, которая образовалась в 1880 г. Юрт на 1896 г. насчитывал 1 875 православных и 2 367 старообрядца (вместе с единоверцами) [1].

1 казаки-старообрядцы.jpg

Казаки-старообрядцы ст. Атаманской П.П. Ляпичев,

Г. Нефедьев, С.И. Маркин Н.К. Сенякин, Г. Чертихин,1915 [2]


   Много старообрядцев насчитывалось в юртовых хуторах Алексеевский, Белоусов, Трудников, Чернышевский. В х. Гурееве на 1897 г. их было 562 чел. из общего количества жителей 1 249, только 47 чел. ходили на службу в единоверческую церковь, остальные исполняли требы в старообрядческих молельных домах. В х. Куприянове было учтено 48 старообрядцев — из 110 жителей, из них 14 уезжали на службу в единоверческую церковь х. Алексеевского, остальные молились в старообрядческом молельном доме [3]. В исповедальной ведомости Богоявленской единоверческой церкви (ст. Атаманская) были упомянуты иногородние крестьяне, среди которых тоже были старообрядцы — заселившаяся семья Лепилиных из Саратовской губернии. Всего в юрте имелось четыре отдельных старообрядческих молельных дома.

   Донской епископ Геннадий с марта 1914 г. назначил руководить приходом священника Иоанна Текучёва. В церкви также служили Григорий Епифанович Давыдов, Григорий Кирсанов, Авраамий Мартынов, Пётр Хрусталёв, почитаемый св. отец Иоанн Осипович Текучёв. Этот последний старообрядческий служитель после выселения из станицы перенёс иконы и престол в г. Котельниково.

  Одно из течений старообрядчества — единоверчество, оно находилось под юрисдикцией Русской православной церкви. Причт назначался из священников, присоединившихся к РПЦ, богослужение совершалось по старому обряду. Покровская единоверческая церковь в ст. Атаманской была выстроена из старообрядческой молельни в 1878 г. на средства прихожан. Через 20 лет построили новую, деревянную, на кирпичном фундаменте, с кирпичной колокольней в одной связи, храм покрыли железом [4] .

   Сильной стороной воздействия на паству было убеждение. Как писал старообрядческий церковно-общественный журнал «Слово Церкви»: «Пускай всякая вера сама собой окажет плод евангельской благодетели; нет надобности приводить мучением в веру по подобию языческому» [5].

   Переходили старообрядцы в Великоросскую (так они называли) церковь редко. С 1867 по 1868 гг. в Войске у старообрядцев родилось 4 тыс. младенцев, из них крестили по православным обрядам всего 12. [6] В православную веру крестили казаков ст. Атаманской: Родион Зипунников, Фёдор Карасёв, Яков Князев, Иван Уелин, жена казака Параскева Сафронова, дочери Устина и Агриппина, их приобщили к единоверческой церкви. Священник Троицкой церкви Евгений Воскобойников крестил в православие вдову урядника Анну Быкадорову с дочерью Агафьей, а также детей казака ст. Атаманской Фёдора Подскребалина — Кирилла и Исмаила. Священник Автоном Князев приобщил к православной церкви казака х. Гуреева П.Ф. Уелина.

   Однако это отдельные случаи, чаще уходили из юрисдикции РПЦ в старообрядчество.

   Несмотря на имевшееся противопоставление «истинно верующих христиан» (т. е. старообрядцев) «миру», они участвовали в общественной жизни казачьих обществ. Учителем Гуреевской приходской школы стал казак Иван Гуреев, из начётчиков:

Новый точечный рисунок.jpg

Донские епархиальные ведомости [7]


   Старообрядец в учителях — редкий для Дона случай, разумеется, он был приписан к приходу единоверческой церкви.

   Хоронили на одном кладбище, но старообрядческий участок был отдельно, по левую сторону.

2 старообрядческий участок кладбища.JPG

Старообрядческий участок на кладбище х. Гуреева, 2021


   Среди последователей Древлеправославной церкви было распространено знаменное пение — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

3 образец знаменного распева.JPG

Образец знаменного распева [9]


   Рассказывает потомок старообрядцев ст. Атаманской Л.А. Гуреева: «В станице и в хуторах все пели. С детства знаменное пение в каждом курене. Батюшка как заведёт Богородицу или Символ Веры, так все подхватят: “Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым”» [8].

   Строить старообрядческие церкви с куполами в XIX в. не разрешали, молельни могли быть как в отдельном помещении, так и в жилом, семья обитала на низах, а верхи оставались для сбора на молитву.

  Из ст. Терновской в х. Гуреев в 1897 г. прибыли трое наставников-беспоповцев. Это течение в старообрядчестве, отрицавшее священничество. Беспоповцы остановились у одного из прихожан и начали проповедовать своё учение. На собрания стали приходить и старообрядцы-поповцы, их священник Онисим попросил урядника проверить документы начётчиков, видов на жительство у них не оказалось. При обыске было найдено и отобрано 18 рукописных и гектографических тетрадей и книг [10].

   Старообрядцы активно боролись за свои права. В ходе революции 1905 г. отношение к ним изменилось, 17 апреля 1905 г. был издан Указ «Об укреплении начал веротерпимости». Старообрядцы официально перестали именоваться раскольниками, была объявлена свобода в деле отправления богослужений, строительства храмов, беспрепятственной проповеди своей веры, официально разрешили типографии, периодическую печать.

   С этой поры для старообрядчества Задонья наступил новый этап развития.

   Благодаря настойчивости священника П.А. Авчинникова, в х. Овчинникове Терновской станицы (н/в Дубовский район) впервые была зарегистрирована община, в 1906 г. построена новая церковь.

4 церковь х. Овчинников.jpg

Старообрядческая Успенская церковь, х. Овчинников [11]


  Настоятель начал свою просветительскую деятельность ещё в то время, когда запрещалось строить старообрядческие храмы, служба совершалась в доме — так называемая походная церковь. Похоронили П.А. Авчинникова в 1911 г., с почестями.

   Пользуясь новациями, верующие в 1909 г. попросили окружного атамана 1-го Донского округа о дозволении производить присягу в своей церкви при х. Овчинникове — как должностных лиц, так и казаков-малолеток, призываемых в 1-й разряд действительной службы.

   Построили свою церковь старообрядцы ст. Нагавской.


5 крестный ход вокруг храма в ст нагавской.jpg

Крёстный ход вокруг старообрядческого храма в ст. Нагавской


   Руководство Области войска Донского постепенно признало старообрядчество. Станицу Атаманскую в сентябре 1908 г. посетил окружной атаман М.А. Ушаков (Сальский округ). Он прибыл в старообрядческий храм, где был встречен с хлебом-солью, отстоял на молебне, по окончанию которого провозгласили многолетие Государю Императору, Наследнику и всему Царствующему дому, а также окружному атаману Михаилу. Священник о. Григорий Давыдов сказал небольшую речь [12].

   На день Вознесения Господня прихожане Успенской церкви х. Овчинникова в 1913 г. совершили торжество поднятия колокола. Отслужили Божественную литургию и пошли крестным ходом к колодцу, где освятили воду. После этого водой окропили колокол и водрузили на колокольню храма [13]. Хутор посетил старообрядческий архиепископ Московский Иоанн. Встретили его колокольным звоном, священник Стефан Гусев выступил с краткой речью. Архиепископ в сопровождении нескольких священников совершил в местном храме всенощное бдение, а на другой день при большом стечении народа из левобережных станиц и хуторов — Божественную литургию.

   В церкви не было иконостаса. Общее собрание постановило: «Мы, граждане хутора Овчинникова, собравшись сего числа для разрешения церковных вопросов, в присутствии хуторского атамана урядника Ивана Текучёва и священника Стефана Яковлевича Гусева, положили единодушно сделать облог, по мнению священника, как он положит с семьи на сооружение иконостаса. Сбор начать с 1 января 1914 года. В то подтверждаем своим подписом» (следуют подписи).

  В августе 1916 г. со дня основания храма исполнилось 10 лет. Торжественно отпраздновали престольный праздник, при колокольном звоне был совершён крестный ход вокруг церкви. Жители вспоминали, что ранее, когда запрещали общины, молились в частных квартирах, в душных помещениях. Священник Стефан Гусев обратился к верующим с просьбой жить в мире и любви, избегать нехристианских обычаев и пороков [14].

   Город Валдай славился своими колоколами с сильным, насыщенным звоном. На колокольно-литейном заводе, владельцем которого был А.В. Усачёв, было отлито три колокола для старообрядческого общества ст. Атаманской [15]. В 1916 г. в станице сгорел молитвенный дом. Из церковной утвари ничего не успели спасти. Прихожане обратились с воззванием к епархии, начали сбор средств для постройки нового здания, возглавил сбор старообрядческий епископ Геннадий (г. Новочеркасск). Общими усилиями храм был восстановлен.


6 воззвание старообрядческой общины.jpg

Воззвание старообрядческой общины

ст. Атаманской к руководству Епархии [16]


   Шла Первая мировая война. В 39-м Донском казачьем полку служили старообрядцы, в том числе — из Задонья. К ним 25 марта 1916 г. приехал старообрядческий священник о. Димитрий Смирнов. Командир полка отдал приказание сменить всех старообрядцев-казаков в окопах, освободить их от нарядов. Нашлось много певчих, в том числе и два мобилизованных уставщика. Казаки исповедались, батюшка отслужил молебен. Утром — новый молебен, о победе над врагом, воины высказали благодарность священнику за его труды, пропели «многолетие» о. Димитрию [17].

  Большую роль в просвещении старообрядцев играли начётчики — люди начитанные, знатоки канонов, церковной истории, творений отцов Церкви. Они не были священниками, но старообрядческая епархия допускала их к чтению религиозных текстов в церкви или на дому у верующих. Это была опасная работа, многие начётчики в XIX в. побывали под судом и в тюрьмах.

   Обстановка изменилась после 1905 г. Был создан «Союз старообрядческих начётчиков», который ежегодно собирался на съезды.

   Начётчик И.А. Лукин в 1908 г. приехал в Левобережные станицы и провёл беседы в х. Овчинникове. Темы касались погрешностей господствующей церкви, об ошибках в догмах единоверческой церкви, об отношениях с беспоповцами, об исправлении книг при бывшем патриархе Никоне. В хуторе он проповедовал 4 дня. Затем И.А. Лукин прибыл в ст. Атаманскую. В станице он пробыл два дня, рассказал, почему старообрядцы, исполняя одни и те же обряды, между собою разделяются. Провёл беседы с приверженцами единоверческой церкви Базыкиным и Кутеповым. Об итогах поездки он доложил на 3-м съезде Союза старообрядческих начётчиков в Нижнем Новгороде [18].


7 начётчик лукин.jpg8 священник хрусталёв.jpg9 старообрядческий начётчик  шурашов.jpg

Начётчик прапорщик пехотного батальона

И.А. Лукин, 1914

Старообрядческий

священник

Пётр Хрусталёв

Старообрядческий

начётчик И.В. Шурашов

   Между церквями были трения. Особенно они проявились в ходе миссионерской деятельности, когда стали активно проводиться собеседования православных миссионеров со старообрядцами. Оппонентами на собеседованиях, как правило, выступали старообрядческие начётчики. В журнале «Донские Епархиальные ведомости» описано, как в х. Гурееве в октябре 1912 г. происходили беседы представителей православной церкви и старообрядческой общины.


Новый точ11ечный рисунок.jpg

Донские Епархиальные ведомости [19]


   Со стороны православной приехали о. Иоанн Артемьев и миссионер Холостов, со стороны старообрядцев выступал начётчик И.В. Шурашов [20]. Журнал не повествует, чем закончился диспут.

  Требования Указа от 1905 г. доходили до чиновников медленно. А.П. Овчинникова, казачка х. Овчинникова, родилась в старообрядчестве, однако венчалась в приходе Русской православной церкви, так как муж был «новой» веры. После развода забрала двоих детей и вышла замуж второй раз — за казака-старообрядца Наума Текучёва. Дочерей от первого мужа (8 и 9 лет) присоединила к старообрядчеству. За это первый муж стал преследовать священника Стефана Гусева. Заседатель 1-го участка 1-го Донского округа высылал повестку о. Стефану о прибытии для дачи объяснения по делу о совращении детей из православия в старообрядчество. В ответ Анна Петровна обратилась в Областное правление с просьбой исключить детей из метрических книг греко-российской церкви, просьбу удовлетворили. Однако через год — новые гонения, о. Стефана вызвали в ст. Цимлянскую. Судебный следователь пытался вменить ему ст. 93 Уголовного уложения, опять о совращении в старообрядчество. Наконец, прокурор Усть-Медведицкого окружного суда информировал атамана ст. Терновской, что дело прекращено. Подписка о не отлучке А.П. Текучёвой была отменена.

   Православный миссионер приехал в х. Харсеев, вызвал казачку Анну Жеребятьеву с вопросом — почему она перешла от господствующей церкви в старообрядческую? Миссионер потребовал подписать бумагу о том, что Анна перешла в новую общину не по принуждению, пугал Сибирью. Притягательной силой старообрядчества была организация взаимопомощи. Прихожане забили тревогу, пришли на квартиру. А. Жеребятьева уверенно ответила, что грамоте не обучена, за неё расписался один из присутствующих.

   На Пасху 1914 г. старообрядцы ст. Атаманской совершили крестный ход. Священник о. Иоанн доложил об этом в полицию. Дело должно было разбираться на открытом судебном заседании, но мировой судья прекратил его до суда.

   Прошло столетие.

10 старообрядка соловьёва.jpg
Ф.С. Соловьёва
   Всероссийского фольклорного фестиваля традиционной казачьей культуры «Станица», Всероссийского фестиваля-конкурса казачьей песни «Казачий Круг».

  Потомок казаков-старообрядцев ст. Атаманской Л.А. Гуреева опубликовала в Интернете ряд статей с использованием казачьего диалекта и говора, в том числе с особенностями речи казаков-старообрядцев. Она исполнила аудиозапись этих рассказов, в которой «по слуху», через поколения, вспоминает словарный состав, фразеологию, живой язык своих предков.

   Старообрядчество — неотъемлемая часть нашей культуры, старообрядцы являются носителями уникального бытия и образа жизни казачества.

   ПРИМЕЧАНИЯ

1. Кириллов А. Донская епархия в её настоящем положении. Новочеркасск, 1896. С. 93.

2. Список населённых мест области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи, 1897 года. Ч. 1. Новочеркасск, 1905. С. 41.

3. Фото предоставлено Гуреевой Л.А.

4. Кириллов А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века. / Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 7. Новочеркасск, 1907. С. 20.

5. Слово Церкви. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1916. № 47. С. 933.

6. Сборник Областного войска статистического комитета. Вып. 2. Новочеркасск, 1901. С. 83.

7. Донские Епархиальные ведомости. 1897. № 24. С. 116.

8. Гуреева Л.А. Вина отца Анисима. Интернет-сайт

9. Интернет-сайт (обращение 24.01.2020).

10. Шалкинский С. Раскольнические миссионеры. // Донские епархиальные ведомости. 1897 г. № 4. С. 92.

11. Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1916. № 37. С. 901.

12. Там же. 1908. № 41. С. 1406.

13. Там же. 1913. № 28. С. 626.

14. Там же. 1916. № 37. С. 767.

15. Там же. 1912. № 30. С. 736.

16. Предоставлено Гуреевой Л.А.

17. Слово Церкви. 1916. № 17. С. 404.

18. Протоколы 3-го Съезда Союза старообрядческих начётчиков в Нижнем-Новгороде. М., 1908. С. 55.

19. Донские Епархиальные ведомости. 1912. № 1. С. 15.

Сизенко А.Г. Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. – 1918 г. Ростов н/Д., 2012. С. 15.