location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Великомученик Димитрий Солунский

Икона Димитрий Солунский из фондов ВЭИМ..jpg

8 ноября – День памяти великомученика Димитрия Солунского 


   В каждом месяце существуют свои праздники. В ноябре есть праздник, который очень торжественно отмечался на Руси, но о котором, к сожалению, наше поколение мало что знает. Это Дмитриев день. Отмечался этот день по-старому стилю 26 октября, а сейчас, по-новому стилю, 8 ноября.

  Обязаны мы этому дню, прежде всего, Димитрию Солунскому, христианскому великомученику. Кто же он такой, что создатели славянской азбуки святые Мефодий и Кирилл первым своим сочинением на славянском языке сделали «Канон Димитрию Солунскому» и почему в русских летописях имя святого Димитрия Солунского встречается на первых же страницах?

   О Дмитрии Солунском упоминает летописец Нестор «О взятии великим киевским князем Олегом Константинополя». По словам летописца Нестора, своё поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступничеству святого Димитрия, их покровителя. Вообще все славянские народы с древних времён особенно чествовали этого святого. Почему они так чтили Димитрия Солунского?

  На многие вопросы об этом удивительном святом отвечает его житие. Имя «Димитрий» греческого происхождения, означает «плодородие». Еще при жизни своей Димитрий прославился как стойкий проповедник христианской веры, мученик, пострадавший за неё.

   Святой великомученик Димитрий родился в III веке и жил в эпоху правления императора Диоклетиана. Димитрий был очень знатным человеком. Он родился в городе, который тогда назывался Фессалоники, сейчас просто Салоники (Греция), а по-славянски в нашей традиции - Солунь, в семье благочестивых, благородных родителей.

Салоники. Греция..jpg

Отец его одно время был даже правителем города, он занимал должность проконсула, то есть был верховным правителем провинции, между тем являлся тайным христианином. В то время было немало христиан среди аристократов самых знатных римских фамилий, но в эпоху гонений христиан, они были вынуждены исповедовать веру свою тайком. Димитрия крестили, и воспитывали в христианской вере. Проконсул готовил своего сына для римской службы – и Димитрий приобрел навык в административных делах, храбрость воина и опыт военачальника.

   По достижении совершеннолетия будущий мученик лишился своих родителей. В то время по реформе царя Диоклетиана, последнего крупного гонителя христиан, Римской империей управляли 4 императора, каждый их которых имел свою область управления и свою резиденцию. Салоники входили в управление императора Галерия Максимиана (305-311), который назначил Димитрия на место отца, убедившись, что юношай унаследовал отцовский разум и храбрость. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города Фессалоники от варваров и истреблении христианства. Димитрий оказался не только деятельным начальником, но самое главное, проповедником, миссионером христианской веры. Это был мужественный поступок молодого человека в то время.

   Конечно, такая просветительская деятельность не могла остаться в стороне от императора, узнав, что молодой солунский наместник оказался христианином, тот впал в бешенство. Император, возвращаясь с войны, повернул войска на дорогу в Солунь, чтобы лично расправиться со святым Димитрием и христианской общиной города.

  Получив известие о намерении императора, святой Димитрий приготовился к неминуемой смерти за веру. Своему помощнику он повелел раздать нищим деньги, вырученные от продажи имения, Димитрий бесстрашно предстал перед императором и открыто, в глаза Максимиану, объявил себя христианином. Святого заключили в темницу.

  В то же время римский император Максимиан устраивал гладиаторские бои, где сильнейший воин Лий жестоко убивал христиан. В неволи Димитрий благословил верующего юношу Нестора на бой, предсказав ему победу, но одновременно и мученическую смерть. Так и произошло. Нестор вступил в единоборство не ради богатого приза, а ради торжества христианской силы над язычниками-мучителями. Каково же было изумление толпы, когда хрупкий юноша, не державший в руке меча, одолел опытного и сильного Лия. 

бой Нестера и Лия..jpgПо законам того времени Нестора должны были наградить, как победителя, но ему не могли простить того, что он христианин. Вместо награды его казнили. Гнев императора к Димитрию еще больше усилился, после того, когда он узнал, что тот благословил Нестора на бой. Император обрёк Димитрия на страшные мучения. Однако никакие пытки не смогли сломить веру юноши в Иисуса Христа. По приказу императора, на рассвете 26 октября (8 ноября) 306 года, была послана стража в темницу, где она и заколола копьями Димитрия. Его тело погребли верные христиане, а когда к власти пришел Константин Великий над могилой мученика воздвигли храм.Храм. Димитрия Солу. в Салониках..jpg   Мощи святого Димитрия Солунского были нетленными, при них совершались исцеления и чудеса. В простонародье святой получил прозвище Мироточец, по причине выделения из его мощей целебного благовонного масла.

   Святой великомученик Димитрий стал и хранителем города Солунь.Существует предание, что когда на рубеже VI-VII веков авары, пришедшие с Дона, осадили Солунь, на городской стене явился святой Димитрий, и стотысячное вражеское войско обратилось в бегство. Житие святого повествует, что он много раз освобождал пленных.

  Почитание святого великомученика Димитрия на Руси началось сразу после Крещения Руси. С древности и до наших дней имя Димитрий – одно из самых распространенных в русском народе. Настолько родным и близким представлялся народному сознанию святой-воин, богатырь, защитник отчей земли и покровитель всех, кто пострадал от вражеских нашествий, и кто пал на поле брани, что в древнерусских сказаниях его называют не просто славянином, но русичем. Ему посвящали храмы, монастыри, писали иконы. Имя Димитрий занимало одно из самых почетных мест в княжеских родах.

  Иконы с изображением святого великомученика Димитрия Солунского пользовались и пользуются большой популярностью, потому что в каждой семье был воин, военный, одним словом, защитник. Святому, как покровителю воинства, молились об оказании помощи на поле брани, о даровании мужества и терпения.

   Изначально Димитрия Солунского изображали как мученика в патрицианских одеждах, затем с атрибутами воина - в доспехах и с оружием, но существовали также смешанные варианты.

   В коллекции Волгодонского эколого-исторического музея имеется довольно редкая икона святого великомученика Димитрия Солунского, которую можно увидеть на выставке «Храмы Дона». Икона XIX века, относится к народной иконе, написана маслом.

Икона Димитрий Солунский из фондов ВЭИМ..jpg

   На иконе святой Димитрий представлен безбородым юношей с прямыми волосами, лежащими симметрично. Святой изображен как воин, но в статичной позе. В руке он держит копье, особенность его иконографии, напоминающая об орудии смерти святого и в то же время как орудие воина-защитника. Поверх зеленой рубашки накинут длинный красный плащ. На ногах сапоги фиолетово-серого цвета.

   Главный его подвиг - смерть за Христа, мученичество. Красные одежды придают облику святого силу и энергию, обозначают пролитую кровь, верность Господу. В его облике - спокойная готовность к подвигу. Святой изображен в полный рост. Такие небольшие ростовые изображения святых предназначались для личной молитвы.

   В древней Руси День святого великомученика Димитрия Солунского был в числе больших праздников, службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя. Последняя суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского называется Дмитриевская родительская. Установлена она была князем Дмитрием Ивановичем Донским, который был великим почитателем святого великомученика Димитрия и которого считал своим небесным покровителем. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Дмитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского. Масштабное сражение между русским войском под командованием Дмитрия Донского и частью войска Золотой Орды под предводительством хана Мамая состоялось 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, где река Непряда впадает в Дон.

Куликовская битва..jpg иконга Димитрия Солун..jpg

Победу в Куликовской битве связывали с покровительством святого Димитрия Солунского.

   Донская битва на Куликовом поле была одной из самых кровопролитных в русской истории. Победа досталась очень тяжело. Число павших воинов было необычайно велико. Летописцы называют число пришедших на битву – 400 тыс. человек, число уцелевших – 40 тыс. Великому князю Московскому Дмитрию Донскому и ратникам, оставшимся в живых, понадобилось провести на этом поле ещё целых 8 дней, потому что предстояло позаботиться о павших воинов.

   Восемь дней священники служили панихиды, и звучные басы дьяконов пели «Вечную память» князьям, боярам, воеводам и простым ратникам. Покидая Куликово поле, великий князь Дмитрий Иванович преклонил колена перед братскими могилами русских воинов и сказал: «Будет всем вам, братья и други, вечная память, ибо положили вы головы за землю русскую». Вот тогда в русской Церкви был на все времена установлен особый день молитвенного поминовения павших воинов за отечество, названный в честь Солунского великомученика Дмитриевской родительской субботой. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

   Со временем этот день признали днем поминовения не только погибших воинов, но и всех усопших. Так Дмитриевская суббота вошла в систему годовых «родительских суббот».

   Дмитриевская суббота и Дмитриев день имели свои традиции и обычаи, в эти дни не работали. Накануне Дмитриевской субботы в избах мыли полы, лавки застилали полотном, по поверьям, усопшие по ним находили дорогу домой. На полку с иконами вешали чистое белое полотенце. Люди верили, что ночью в дом приходят покойные родители. Они ходят по полотну, а потом утираются полотенцем.

   В народе говорили: «Дмитриева суббота – кутейникам забота» (поминки). В Дмитриев день устраивали поминальную трапезу и приглашали гостей. Хозяевам хотелось угостить пришедших повкуснее и посытнее. На Руси традиционными поминальными блюдами считались кисель и блины. В некоторых станицах и селах пекли к этому дню лепешки, пироги, колобки. Корзину со снедью относили в церковь для раздачи нищим.

   Дмитриев день был одним из сроков сватовства, до этого дня необходимо было успеть послать сватов в избу девицы, так как Дмитриевым днем на Руси завершался брачный осенний сезон. «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра не будет такова», – говорили в народе. С 8 ноября на Руси нельзя было жениться, все свадьбы должны были завершиться именно до Дмитриева дня.

  День, следующий за 8 ноября, назывался во многих местах «разпус». Этим днем заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров. До этого дня нужно было отдать все долги, завершить хозяйственные договоры, расплатиться со всеми работниками. Считалось, что в противном случае долги будут расти.

   Во второй половине Дмитриева дня на Дону молодые люди показывали свою силу и ловкость в старинных военных играх, кулачные боях. Эти традиции возрождаются и в наши дни. Народные игры учили соблюдать уважение к противнику. Нельзя было бить в лицо, сражаться в перчатках, чтобы видеть руки честного бойца.

Кулачные бои..jpg

По Дмитриевому дню гадали о будущей погоде. В народе считали, что святой Дмитрий приносит зиму, а святой Георгий – лето.

Великомученик славится,
Дмитрий сегодня святой,
Нам лишь смириться останется,
С долгой холодной зимой.

Дмитриев сегодня день:
Зима лезет на плетень,
Если в этот день снег выпал, то и на Пасху будет снег.

Если на Дмитрия оттепель, то зима и весна тоже теплыми будут.

   В Дне памяти великомученика Димитрия Солунского запечатлена страница истории христианства, история нашего российского народа, начиная с летописца Нестора, Куликовской битвы и до наших дней, а также традиции и обычаи наших далеких предков.