.

 Новости  

23.11.2020 Монография О.М. Антонова о Цимлянской красной дружине

Антонов А.М..jpg Обложка.jpg

Монография О.М. Антонова

«Цимлянская красная дружина. Страницы истории Гражданской войны на Дону».

   В ноябре 2020 года в издательстве «Альтаир» (г. Ростов-на-Дону) вышла монография научного сотрудника Волгодонского эколого-исторического музея, члена Российского союза профессиональных литераторов Олега Михайловича Антонова «Цимлянская красная дружина. Страницы истории Гражданской войны на Дону».

   «История Гражданской войны на Дону является актуальной темой по настоящее время. Мы знаем о многих масштабных событиях, известных личностях Гражданской войны, но события локального уровня недостаточно изучены. В связи с этим и был обусловлен интерес к выбранной теме», - говорит О.М.Антонов.

   Для написания книги использовались материалы фондов Волгодонского эколого-исторического музея, Цимлянского районного краеведческого музея, Жуковского районного музея краеведения, Центра документации новейшей истории Ростовской области, Государственного архива Ростовской области, Государственного архива Российской Федерации и других, а также материалы персональных архивов.

   Предисловие к книге написал доктор исторических наук, профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений Южного федерального университета Николай Александрович Мининков, который отметил: «Автором приведены сведения о разных публикациях о дружине советского времени и современного периода. Проанализирован широкий круг источников, которыми являются прежде всего воспоминания участников событий того времени. Воссоздана общая картина событий в Цимлянской и в соседних станицах округа. Наконец, затронута такая сторона, как история памяти людей о событиях того времени».

   Книга выпущена при поддержке министерства культуры Российской Федерации и Российского союза профессиональных литераторов.

  Ознакомиться с книгой можно в Донской публичной библиотеке (г. Ростов-на-Дону), центральных библиотеках Волгодонска и Цимлянска, научной библиотеке Волгодонского эколого-исторического музея. 

18.11.2020 18 Ноября - день рождения Деда Мороза
10.11.2020 Студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ в музее

Студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ в музее

   На протяжении многих лет Волгодонский эколого-исторический музей сотрудничает с Волгодонским инженерно-техническим институтом НИЯУ МИФИ. Руководитель ВИТИ НИЯУ МИФИ, депутат Законодательного собрания Ростовской области Валентина Анатольевна Руденко всегда откликается на совместные проекты, и студенты часто являются участниками многих презентаций, лекций, торжественных вечеров, мероприятий разной направленности, проводимых на базе музея и в институте.

   В течение октября 2020 г. студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ посещали музей в рамках договора о сотрудничестве по проведению экскурсий по экспозициям, выставкам и тематических мероприятий. С удовольствием они знакомились с выставками «Казаки: обычаи, традиции, культура», «Русский традиционный костюм XIX века», «История строительства Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла», «Эволюция животного мира донского края». Научными сотрудниками музея были проведены тематические мероприятия «Раненый город» (о теракте в г.Волгодонске 16 сентября 1999 г.), «Улицы моей судьбы» (к 70-летию г.Волгодонска), «Миус, Миус - рубеж великой славы!» (о боях на Самбекских высотах) и другие.

   Благодарим за помощь в организации проведения мероприятий и экскурсий в музее Давлетшину Альбину Фагимовну, начальника отдела социально-воспитательной работы ВИТИ НИЯУ МИФИ, Бондарь Ульяну Константиновну, заместителя директора техникума ВИТИ НИЯУ МИФИ по воспитательной работе, Русскову Юлию Викторовну, педагога-организатора. Преподаватели и студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ – всегда желанные гости музея! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

DSC_0084.JPG DSC_0068.JPG DSC_0078.JPG

DSC_0190.JPG DSC_0180.JPG DSC_0183.JPG


DSC_0203.JPG DSC_0207.JPG DSC_0193.JPG

IMG-20201009-WA0008.jpg IMG-20201009-WA0004.jpg IMG-20201009-WA0002.jpg

07.11.2020 «Навстречу переменам»

3 ноября, в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств», в выставочном зале Волгодонского эколого-исторического музея по улице Ленина, 53 открылась персональная выставка Любови Николаевны Донцовой - волгодонского художника, дизайнера.

   На торжественном открытии выставки присутствовали представители городских художественных и литературных объединений, друзья Л.Н.Донцовой.

   Присутствующих поприветствовал председатель Волгодонской городской Думы – глава города Сергей Николаевич Ладанов.

   С открытием персональной выставки поздравил художника А.И.Кеда, председатель литературного объединения «Волго-Дон».

   Любовь Донцова известна в творческой среде как неординарный художник с определенным видением реальной действительностии как талантливый преподаватель.

  Выставка, посвящённая 70-летию г.Волгодонска, не случайно называется «Навстречу переменам». В основе - новая картина художницы с одноимённым названием. Перемены в жизни Любови Николаевны происходили в течение всего 2019 года: с февраля она - председатель правления городской общественной организации Союз Художников «Лик», в мае стала членом Евразийского Художественного Союза (г. Москва), а с октября 2019 года Любовь Николаевна - председатель правления Ростовской Региональной Общественной Организазии Творческого объединения художников «Лик».

  На выставке, занимающей два зала, представлены 108 работ, написанные за последние шесть лет. Картины распределены по определенным циклам: «Люди-Кошки»,«Мир искусства», «Образы прекрасных дам», «Мир предметов и цветы», «Фруктомания», «Мистический символизм», «Славянский мир», «Авангард».

   Открывает выставку работа, написанная первой в 2014 году. Героиня картины «Волшебная флейта» – кошка (ярко выраженный женский образ) любит домашний уют, обладает тонкой интуицией, привносит в дом удачу и умиротворение. А звуки флейты способны успокоить, поднять настроение.

   Работы Любови Донцовой идут в ногу со временем, а она проживает жизнь через картины. Так, например, события 2014 года на Украине побудили написать картину «Воин-ополченец» (посвящена главе ДНР Александру Захарченко), а к фестивалю «Великий шёлковый путь на Дону» появилась картина «Воительница земли русской». Ряд работ посвящён Году Театра, фестивалю-конкурсу французской музыки "Мелодии Франции".

   Знаковой работой стала «Русь православная» из цикла «Славянский мир», написанная ко Дню славянской письменности и культуры. Образ женщины-матери - источник всего сущего. Святость, чистота, духовность, мудрость славянки - переданы в картине сполна.

   Работы Любови Донцовой участвуют в Международных, Российских выставках-конкурсах, проходивших в Испании (в Барселоне), Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. За последние три года 36 работ Донцовой приняли участие в выставках-конкурсах различного уровня. Результат – 21 диплом; 6 работ заняли третье место, 4 – второе, 5 – первое. Картина «Таинство рождения» удостоена гран-при на Всероссийском конкурсе «Жемчужина Кубани». Копии наград можно увидеть на выставке.

  Ко многим работам Л.Донцовой написаны стихи. На открытии выставки поэты г.Волгодонска Т.А.Мажорина, Г.Ю.Осипов, Г.В.Пухтинова прочитали авторские стихи к картинам «Ожидание», «Флиртующие кувшины», «Рыцарь сердца».

   В исполнении дуэта Натальи и Михаила Чарупа прозвучали две песни «Сторона родная» и «Новогодние пожелания» (слова и музыка М.Чарупа).

  Говорят, что у художника – особое видение мира. Ему нельзя научиться, он дается свыше, от природы. Вот почему, многие могут часами находиться у одной картины, рассматривая каждый штрих, который нанес мастер!

   Приглашаем жителей и гостей города посетить выставку «Навстречу переменам». Пусть картины Любови Донцовой принесут каждому душевное тепло, добро и красоту!

1.JPG 2.JPG 3.JPG

4.JPG 5.JPG 6.JPG


7.JPG 8.JPG 9.JPG

10.JPG 11.JPG 12.JPG


13.JPG 14.JPG 15.JPG

30.10.2020 Казанская икона Божьей Матери – щит и оплот России

Казанская икона Божьей Матери – щит и оплот России


1.Казанкая.jpg


   4 ноября – День народного единства. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

   Казанская икона Божьей Матери - одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. Она воссияла на востоке, но ей суждено было стать хранительницей северной столицы и всей России. В самые трудные минуты российской истории к ней обращали свои взоры и простые люди, и цари, и полководцы. Перед Казанской иконой Божьей Матери возносили молитвы перед военными действиями и походами. Этот иконописный образ женщины давали мужьям, сыновьям и любимым в надежде, что он защитит от неприятельской пули, плена, гибели. Икону дарили будущим супругам на венчание, желая счастливой и долгой семейной жизни, ей благословляли роженицу. Казанский образ Божией Матери находился в детской комнате, для защиты младенца от болезней.

   История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.

   Свое название «Казанская», икона получила по месту обретения, в Казани в 1579 году, в земле на месте сгоревшего дома. Город Казань очень сильно пострадал от пожара. Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели икону. Она была обнаружена на глубине метра, завернутая в рукав мужской рубахи, по свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная».

   Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения иконы стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Икону почти сразу признали чудотворной. По преданию, когда икону понесли в собор, прозрели двое слепцов, Иосиф и Никита, поэтому перед Казанской иконой молились о «прозрении ослепших очес».

   Есть особый смысл в том, что Казанская обретена в недрах земли. Своим явлением Божия Матерь осветила стихии нашего мира – огонь, воду, воздух, растения и землю. Эту мистическую связь Богородицы с Землей глубоко чувствовали на Руси верующие люди. Не случайно в народе Землю величали «Мать-Земля», а Богоматерь иногда в молитвах именовали «землею благою».

   Обретение чудотворной иконы через 27 лет после взятия Казани русскими войсками, было воспринято современниками как символическое событие огромного значения.

   В 1579 году с Казанской иконы был сделан список и отправлен в Москву царю, Иоанну Грозному. В том же 1579 году, по государеву указу на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь Первой монахиней в нем, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра.


Дев. богор. монатырь в Казаки..jpg

г.Казань. Богородицкий монастырь.

   Казанская икона Божией Матери, олицетворяющая собой всю глубину русской веры, была связана с величайшими историческими событиями России. Свою чудесную помощь Казанская икона Божией Матери явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха московского и всея Руси Ермогена.


Ермоген.jpg

   В заточении патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они крепко стояли за веру и как обещали: положить души свои за Дом Пречистой Божией Матери – России, которой тогда угрожала потеря независимости, но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вскоре возникло нижегородское ополчение гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Ополчение взяло в поход на Москву Казанскую икону. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось перед иконой Богоматери о победе. 4 ноября (по новому стилю) ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Впереди своего войска они несли Казанскую икону Божией Матери.


Иконаа м Минина и Пожарского.jpg

   Вскоре и вся русская земля была освобождена от иноземных захватчиков. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконы, совершаемое 4 ноября. Князь Дмитрий Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе, воздвиг на Красной площади на свои средства в 1624 году храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. (В тридцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен, его восстановили в 1993-м году).


Казанский храм в Москве..jpg

Казанский собор в Москве.

   К 1636 году икона Казанской Божьей Матери стала «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона», то есть святыней государственного масштаба.

   Особую роль Казанская икона сыграла в судьбе Санкт-Петербурга. Известно почитание этой иконы Петром Великим. Когда в 1709 году король Швеции Карл XII во время похода на Слободскую Украину (область Украины, входившая в Российское государство) стал приближаться к Каплуновке, епархиальное начальство предписало перевести из села чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Король Карл, войдя в село, приказал его разорить, а церковь сжечь. Но все усилия были тщетны. Три раза шведы пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, и он спросил гетмана Мазепу, сопровождавшего короля в походе, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Тогда Карл сказал: «Если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». И он был прав. В 1709 году накануне Полтавской битвы чудотворный список Казанской иконы Божией Матери из Каплуновки был доставлен в стан русской армии. Ожидая сражения, Петр I долго молился пред иконой Божией Матери, икону носили по всем войскам и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Во время битвы икона стояла на поле боя. И битва закончилась победой русских войск.


Копия каплуновская1.jpg

Каплуновская икона Пресвятой Богородицы.

   После победы под Полтавой Петр I принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу и ковчег, на нижней доске которого была вырезана надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери».

   Петр I считал, что новая столица должна иметь свою святыню. В 1710 году по его повелению, список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург.


Казанская в Санкт-петербурге.jpg

   Список принадлежал царице Прасковье Федоровне. Этот прекрасный древний образ гораздо больше по размерам обретенной в Казани иконы. Чудесный лик Царицы Небесной проникает в душу, взирая с нежностью и печалью. В прежние века на Руси был широко распространен обычай: получившие исцеление вешали на икону серебряные привески. Сначала икона находилась в деревянной церкви Рождества Богородицы, затем образ перенесли в каменную церковь Рождества Богородицы, а позже – в построенный для нее Казанский собор.

   С Казанской иконой связано восшествие на престол Екатерины Второй, когда она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел - цесаревичем. Так Казанская икона Божией Матери стала ещё и покровительницей российских императоров.

   Павел I, вступив на престол в 1796 году, решил воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Был объявлен грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А победил бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н. Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме. Проект был одобрен Павлом I, и первый камень был заложен 27 августа 1801 года. Казанский кафедральный собор строился десять лет и был завершен в 1811 году при императоре Александре I. Собор стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, в котором находилась святыня города - Казанская икона Божией Матери.


казанский собор.jpg Воронихин.jpg

   В Казанском соборе перед иконой Божией Матери молился русский полководец Михаил Илларионович Кутузов после назначения главнокомандующим русскими войсками его во время Отечественной войны 1812 года. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 году.

   Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой.


Сражение под Вязьмой.jpg

Оно произошло в день празднования Казанской иконы 4 ноября по новому стилю. Русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву. В этом бою французы потеряли около 7-8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы. В этот день выпал снег и ударили сильные морозы, сама Божия Матерь пришла на помощь воинам.

   В Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от иноземных захватчиков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамена, жезлы.


Казаки а войне  1812г.jpg

Донские казаки доставили отбитые у захватчиков сорок пудов серебра из разграбленных храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался главнокомандующий, светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребенным в этом соборе.

   Верил русский народ в помощь Божьей Матери в годы Великой Отечественной войны с фашистской Германией. С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Сбылось пророчество святителя Митрофана Воронежского, что до тех пор, пока Казанская икона будет в граде прославленного апостола Петра, враг не вступит в него.

   Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, вынесли чудотворную икону Казанской Божией Матери, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько у людей хватало сил, и Богородица, несомненно, прибавила людям мужества, укрепила волю к победе.


Крест. ход в Ленинградк.jpeg

   Чудотворная икона была отправлена в Сталинград. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали при этом. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но враг не смог одолеть наши войска - там находилась чудотворная икона. Знаменитое Сталинградское контрнаступление началось с молебна перед образом. Икону привозили на самые трудные участки фронта, в места, где готовились наступления. Священство прямо на линии фронта служило молебны, солдат кропили святой водой. 


икона в Сталинграде.jpg

Благословение Советских войск иконой Казанской Божьей Матери в Сталинграде». Художник Лысенко.

   Казанская Богородица помогла нашим войскам в штурме Кёнигсберга (ныне Калининград). Один из наших офицеров впоследствии вспоминал: «Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконами. Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен, и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? – во весь рост – их же всех перебьет. Но они спокойно пошли в огонь».


Икона у главнокомандующего.jpg

Маршал Г.К.Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души». 


Ватиканский список..jpg

   По-разному складывались судьбы чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Такодин из списков Казанский иконы XVIII века был вывезен из России во время революции 1917 г. В 1970 году икону выкупили русские католики, а с 1993 года список хранился в личных покоях Папы Римского. В 2004 году «Ватиканский» список был возвращен Русской Православной церкви. Сейчас икона находится в Казанском Богородицком монастыре.

   В конце января 2011 года, грузовым космическим кораблем «ПРОГРЕСС», на борт космической международной станции была доставлена икона «Казанской Божьей Матери». Больше месяца святой образ облетал, освящая земной шар.


Икона в космосе.jpg

   Икона была выполнена в серебре скульптором Александром Николаевичем Провоторовым, членом группы «Троица» - содружество православных скульпторов» В марте месяце 2011г. образ Богородицы благополучно вернулся в его творческую мастерскую.

   По количеству списков и почитанию, которое она имеет в России, Казанская Божия Матерь, вряд ли, уступит иконам Владимирской и Смоленской

   В экспозиции «Православная икона на Дону» Волгодонского эколого-исторического музея представлена Казанская икона Божией Матери начала XIX века.


Казанская из фондов ВЭИМ.jpg

Это прекрасное произведение искусства вдохновенно исполнено неизвестным художником с совершеннейшим знанием и владением техникой. Здесь – виртуозность рисунка и линии. Икона была написана темперой, сусальное золото.

   Казанская икона восходит к древнему иконографическому типу «Одигитрия», что переводится с греческого как «Путеводительница», «указующая путь». Однако этот образ отличается от других Одигитрий своей сокращенной иконографией. По иконографическому изводу Казанской Богоматери Богомладенец не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от нее. На иконе не поясное изображение Богородицы, а «оглавное». Небольшая особенность: не видны кисти рук Богородицы. Фигура Божией Матери представлена фронтально, Лишь небольшой наклон головы Богоматери к Христу – единственный «жест» на иконе. Он символизирует единение и любовь Матери и Божественного Младенца. Не случайно, нимбы Христа и Богоматери слиты воедино, как нечто целое, что указывает на их неразрывную связь.Богоматерь облачена красный мафорий. По краям мафорий и темно-коричневый хитон отделан золотой каймой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма - знак прославления Царицы Небесной и Ее причастность к славе Господней. Темно-синий чепец символизирует девство Богоматери, Её небесную, совершенную чистоту.

Красный цвет одежды Богородицы подчеркивает её царственное происхождение, и символизирует муки. Лицо Божьей Матери излучает любовь. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие.

Изображение Младенца поясное. Основная особенность изображения - прямое положение младенца Христа (в анфас). Правая рука Его поднята в благословлении рода человеческого; левая рука опущена и прикрыта гиматием (прямоугольный длинный кусок ткани – плащ, надеваемый поверх хитона). Христос одет в царственную одежду - красный гиматий.

   Казанская икона в смутное время стала военным стягом Народного ополчения, которое собралось и победило под ее водительством, поэтому нашло свое объяснение и ее необычная иконография. Богородица с Богомладенцем стоят «плечом к плечу». Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Видимым образом через свою Казанскую икону Богородица открыла России, что Она - ее щит. С тех пор ей молятся, зная, что Она избавляет от великих бед.

   Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ той, чьим заступничеством спасалось и спасается наше Отечество.


Казанская2..jpg

Все тихо… лишь свечи горящей мерцанье

Во мраке таинственном слабо дрожит.

В венце золотом благодатью сияя,

Лик чудный Божественный кротко глядит.


Часть изображений – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».

При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».


Новости 31 - 35 из 397
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | След. | Конец Все