location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Новости музея

 Новости  

30.10.2020 Казанская икона Божьей Матери – щит и оплот России

Казанская икона Божьей Матери – щит и оплот России


1.Казанкая.jpg


   4 ноября – День народного единства. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

   Казанская икона Божьей Матери - одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. Она воссияла на востоке, но ей суждено было стать хранительницей северной столицы и всей России. В самые трудные минуты российской истории к ней обращали свои взоры и простые люди, и цари, и полководцы. Перед Казанской иконой Божьей Матери возносили молитвы перед военными действиями и походами. Этот иконописный образ женщины давали мужьям, сыновьям и любимым в надежде, что он защитит от неприятельской пули, плена, гибели. Икону дарили будущим супругам на венчание, желая счастливой и долгой семейной жизни, ей благословляли роженицу. Казанский образ Божией Матери находился в детской комнате, для защиты младенца от болезней.

   История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.

   Свое название «Казанская», икона получила по месту обретения, в Казани в 1579 году, в земле на месте сгоревшего дома. Город Казань очень сильно пострадал от пожара. Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели икону. Она была обнаружена на глубине метра, завернутая в рукав мужской рубахи, по свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная».

   Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения иконы стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Икону почти сразу признали чудотворной. По преданию, когда икону понесли в собор, прозрели двое слепцов, Иосиф и Никита, поэтому перед Казанской иконой молились о «прозрении ослепших очес».

   Есть особый смысл в том, что Казанская обретена в недрах земли. Своим явлением Божия Матерь осветила стихии нашего мира – огонь, воду, воздух, растения и землю. Эту мистическую связь Богородицы с Землей глубоко чувствовали на Руси верующие люди. Не случайно в народе Землю величали «Мать-Земля», а Богоматерь иногда в молитвах именовали «землею благою».

   Обретение чудотворной иконы через 27 лет после взятия Казани русскими войсками, было воспринято современниками как символическое событие огромного значения.

   В 1579 году с Казанской иконы был сделан список и отправлен в Москву царю, Иоанну Грозному. В том же 1579 году, по государеву указу на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь Первой монахиней в нем, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра.


Дев. богор. монатырь в Казаки..jpg

г.Казань. Богородицкий монастырь.

   Казанская икона Божией Матери, олицетворяющая собой всю глубину русской веры, была связана с величайшими историческими событиями России. Свою чудесную помощь Казанская икона Божией Матери явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха московского и всея Руси Ермогена.


Ермоген.jpg

   В заточении патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они крепко стояли за веру и как обещали: положить души свои за Дом Пречистой Божией Матери – России, которой тогда угрожала потеря независимости, но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вскоре возникло нижегородское ополчение гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Ополчение взяло в поход на Москву Казанскую икону. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось перед иконой Богоматери о победе. 4 ноября (по новому стилю) ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Впереди своего войска они несли Казанскую икону Божией Матери.


Иконаа м Минина и Пожарского.jpg

   Вскоре и вся русская земля была освобождена от иноземных захватчиков. В память этого события в 1649 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконы, совершаемое 4 ноября. Князь Дмитрий Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе, воздвиг на Красной площади на свои средства в 1624 году храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. (В тридцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен, его восстановили в 1993-м году).


Казанский храм в Москве..jpg

Казанский собор в Москве.

   К 1636 году икона Казанской Божьей Матери стала «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона», то есть святыней государственного масштаба.

   Особую роль Казанская икона сыграла в судьбе Санкт-Петербурга. Известно почитание этой иконы Петром Великим. Когда в 1709 году король Швеции Карл XII во время похода на Слободскую Украину (область Украины, входившая в Российское государство) стал приближаться к Каплуновке, епархиальное начальство предписало перевести из села чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Король Карл, войдя в село, приказал его разорить, а церковь сжечь. Но все усилия были тщетны. Три раза шведы пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, и он спросил гетмана Мазепу, сопровождавшего короля в походе, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Тогда Карл сказал: «Если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». И он был прав. В 1709 году накануне Полтавской битвы чудотворный список Казанской иконы Божией Матери из Каплуновки был доставлен в стан русской армии. Ожидая сражения, Петр I долго молился пред иконой Божией Матери, икону носили по всем войскам и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Во время битвы икона стояла на поле боя. И битва закончилась победой русских войск.


Копия каплуновская1.jpg

Каплуновская икона Пресвятой Богородицы.

   После победы под Полтавой Петр I принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу и ковчег, на нижней доске которого была вырезана надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери».

   Петр I считал, что новая столица должна иметь свою святыню. В 1710 году по его повелению, список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург.


Казанская в Санкт-петербурге.jpg

   Список принадлежал царице Прасковье Федоровне. Этот прекрасный древний образ гораздо больше по размерам обретенной в Казани иконы. Чудесный лик Царицы Небесной проникает в душу, взирая с нежностью и печалью. В прежние века на Руси был широко распространен обычай: получившие исцеление вешали на икону серебряные привески. Сначала икона находилась в деревянной церкви Рождества Богородицы, затем образ перенесли в каменную церковь Рождества Богородицы, а позже – в построенный для нее Казанский собор.

   С Казанской иконой связано восшествие на престол Екатерины Второй, когда она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел - цесаревичем. Так Казанская икона Божией Матери стала ещё и покровительницей российских императоров.

   Павел I, вступив на престол в 1796 году, решил воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Был объявлен грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А победил бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н. Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме. Проект был одобрен Павлом I, и первый камень был заложен 27 августа 1801 года. Казанский кафедральный собор строился десять лет и был завершен в 1811 году при императоре Александре I. Собор стал одним из главных символов Санкт-Петербурга, в котором находилась святыня города - Казанская икона Божией Матери.


казанский собор.jpg Воронихин.jpg

   В Казанском соборе перед иконой Божией Матери молился русский полководец Михаил Илларионович Кутузов после назначения главнокомандующим русскими войсками его во время Отечественной войны 1812 года. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 году.

   Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой.


Сражение под Вязьмой.jpg

Оно произошло в день празднования Казанской иконы 4 ноября по новому стилю. Русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву. В этом бою французы потеряли около 7-8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы. В этот день выпал снег и ударили сильные морозы, сама Божия Матерь пришла на помощь воинам.

   В Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от иноземных захватчиков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамена, жезлы.


Казаки а войне  1812г.jpg

Донские казаки доставили отбитые у захватчиков сорок пудов серебра из разграбленных храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался главнокомандующий, светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребенным в этом соборе.

   Верил русский народ в помощь Божьей Матери в годы Великой Отечественной войны с фашистской Германией. С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Сбылось пророчество святителя Митрофана Воронежского, что до тех пор, пока Казанская икона будет в граде прославленного апостола Петра, враг не вступит в него.

   Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, вынесли чудотворную икону Казанской Божией Матери, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько у людей хватало сил, и Богородица, несомненно, прибавила людям мужества, укрепила волю к победе.


Крест. ход в Ленинградк.jpeg

   Чудотворная икона была отправлена в Сталинград. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали при этом. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но враг не смог одолеть наши войска - там находилась чудотворная икона. Знаменитое Сталинградское контрнаступление началось с молебна перед образом. Икону привозили на самые трудные участки фронта, в места, где готовились наступления. Священство прямо на линии фронта служило молебны, солдат кропили святой водой. 


икона в Сталинграде.jpg

Благословение Советских войск иконой Казанской Божьей Матери в Сталинграде». Художник Лысенко.

   Казанская Богородица помогла нашим войскам в штурме Кёнигсберга (ныне Калининград). Один из наших офицеров впоследствии вспоминал: «Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконами. Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен, и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? – во весь рост – их же всех перебьет. Но они спокойно пошли в огонь».


Икона у главнокомандующего.jpg

Маршал Г.К.Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души». 


Ватиканский список..jpg

   По-разному складывались судьбы чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Такодин из списков Казанский иконы XVIII века был вывезен из России во время революции 1917 г. В 1970 году икону выкупили русские католики, а с 1993 года список хранился в личных покоях Папы Римского. В 2004 году «Ватиканский» список был возвращен Русской Православной церкви. Сейчас икона находится в Казанском Богородицком монастыре.

   В конце января 2011 года, грузовым космическим кораблем «ПРОГРЕСС», на борт космической международной станции была доставлена икона «Казанской Божьей Матери». Больше месяца святой образ облетал, освящая земной шар.


Икона в космосе.jpg

   Икона была выполнена в серебре скульптором Александром Николаевичем Провоторовым, членом группы «Троица» - содружество православных скульпторов» В марте месяце 2011г. образ Богородицы благополучно вернулся в его творческую мастерскую.

   По количеству списков и почитанию, которое она имеет в России, Казанская Божия Матерь, вряд ли, уступит иконам Владимирской и Смоленской

   В экспозиции «Православная икона на Дону» Волгодонского эколого-исторического музея представлена Казанская икона Божией Матери начала XIX века.


Казанская из фондов ВЭИМ.jpg

Это прекрасное произведение искусства вдохновенно исполнено неизвестным художником с совершеннейшим знанием и владением техникой. Здесь – виртуозность рисунка и линии. Икона была написана темперой, сусальное золото.

   Казанская икона восходит к древнему иконографическому типу «Одигитрия», что переводится с греческого как «Путеводительница», «указующая путь». Однако этот образ отличается от других Одигитрий своей сокращенной иконографией. По иконографическому изводу Казанской Богоматери Богомладенец не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от нее. На иконе не поясное изображение Богородицы, а «оглавное». Небольшая особенность: не видны кисти рук Богородицы. Фигура Божией Матери представлена фронтально, Лишь небольшой наклон головы Богоматери к Христу – единственный «жест» на иконе. Он символизирует единение и любовь Матери и Божественного Младенца. Не случайно, нимбы Христа и Богоматери слиты воедино, как нечто целое, что указывает на их неразрывную связь.Богоматерь облачена красный мафорий. По краям мафорий и темно-коричневый хитон отделан золотой каймой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма - знак прославления Царицы Небесной и Ее причастность к славе Господней. Темно-синий чепец символизирует девство Богоматери, Её небесную, совершенную чистоту.

Красный цвет одежды Богородицы подчеркивает её царственное происхождение, и символизирует муки. Лицо Божьей Матери излучает любовь. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие.

Изображение Младенца поясное. Основная особенность изображения - прямое положение младенца Христа (в анфас). Правая рука Его поднята в благословлении рода человеческого; левая рука опущена и прикрыта гиматием (прямоугольный длинный кусок ткани – плащ, надеваемый поверх хитона). Христос одет в царственную одежду - красный гиматий.

   Казанская икона в смутное время стала военным стягом Народного ополчения, которое собралось и победило под ее водительством, поэтому нашло свое объяснение и ее необычная иконография. Богородица с Богомладенцем стоят «плечом к плечу». Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Видимым образом через свою Казанскую икону Богородица открыла России, что Она - ее щит. С тех пор ей молятся, зная, что Она избавляет от великих бед.

   Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ той, чьим заступничеством спасалось и спасается наше Отечество.


Казанская2..jpg

Все тихо… лишь свечи горящей мерцанье

Во мраке таинственном слабо дрожит.

В венце золотом благодатью сияя,

Лик чудный Божественный кротко глядит.


Часть изображений – музейные предметы из фондов ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».

При копировании информации и изображений ссылка на сайт ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» обязательна. Право публикации – только с официального разрешения администрации ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».

12.10.2020 «Битва за Кавказ»

БИТВА ЗА КАВКАЗ

   Битва за Кавказ делится на два этапа: оборонительный (1942 г.) и освободительный (1943 г.).

  Прорыв советского фронта под Харьковом и последующее взятие Ростова-на-Дону открыли перед Гитлером не только реальную перспективу выхода в Закавказье к бакинской нефти, но и возможность захватить Сталинград – важнейший транспортный узел и крупный центр военной промышленности.

Оборона Кавказа

Кавказ Оборона.jpg


   С наступлением на Сталинград противник также стремился овладеть Кавказом. Данную операцию осуществляла группа армий «А» под командованием генерал-фельдмаршала Листа. В её состав входили 1 танковая, 11-я и 17-я полевые армии и часть сил 4-й танковой армии.

   17-я полевая армия захватила 24 июля 1942 г. Ростов-на-Дону, 1-я танковая армия прорвалась к Манычскому каналу, 4-я танковая армия вела бои на рубежах Цимлянской-Сальск.

   Положение советских войск осложнялось тем, что им приходилось отражать атаки противника на не подготовленных в инженерном отношении позициях. Кроме того, спешно выдвигаясь на оборонительные рубежи, соединения оторвались от своих тыловых учреждений и баз. Всё это усилило трудности в выполнении задачи остановить наступление врага.

   Оборону держали 51-я армия, войска Северо-Кавказского фронта под командованием Маршала Советского Союза С.М. Будённого, Закавказского фронта под командованием генерала армии И.В. Тюленева.


С.М. Будённый.jpgИ.В. Тюленев.jpg
С.М. БудённыйИ.В. Тюленев

   28 июля приходится объединить войска Южного и Северо-Кавказского фронтов в один Северо-Кавказский фронт.

  События на фронте продолжали развиваться неблагоприятно для защитников Кавказа. 1 августа гитлеровские войска форсировали Манычский канал и захватили Сальск. Соединения 17-й армии противника наступали на краснодарском направлении.

   Советские войска вели ожесточённые оборонительные бои и отходили к новым рубежам обороны – на левый берег Кубани, к Ставрополю, Армавиру.

   5 августа соединения 1-й танковой армии захватили Ставрополь, затем – Армавир. Устремилась на Майкоп и Туапсе, форсировала Кубань.

   Войска Северо-Кавказского фронта вынуждены были начать дальнейший отход. Враг овладел Краснодаром, Майкопом, но прорваться дальше через предгорья Главного Кавказского хребта к побережью Чёрного моря противнику не удалось.     Сопротивление защитников Кавказа не было сломлено.

   С помощью местного населения советские войска возвели на рубеже рек Терек и Баксан, на перевалах Главного Кавказского хребта прочную оборону. Оборонительные районы были созданы также вокруг Нальчика, Орджоникидзе, Грозного, Махачкалы, Баку.

   Началось формирование новых национальных соединений, партизанских отрядов и групп.

  К концу августа соединения 1-й танковой армии вышли к рекам Терек и Баксан, где были остановлены войсками Северной группы Закавказского фронта. Здесь разгорелись ожесточённые бои. План врага нанесения ударов на Грозный, Махачкалу, Дербент и Баку не удалось осуществить.

   Во второй половине сентября бои развернулись на грозненском направлении. Врагу не удалось прорваться к Орджоникидзе и Грозному.

   На новороссийском направлении и на Таманском полуострове тяжёлые бои вели войска Северо-Кавказского фронта и силы Черноморского флота. 1 сентября противнику удалось прорваться к Черноморскому побережью в районе Анапы. 10 сентября советские войска оставили большую часть Новороссийска, но закрепились на его юго-восточной окраине.

   Гитлеровцам при кажущемся полном овладении Кавказа не удалось развернуть наступление.

   К концу сентября наступление врага было остановлено на всех трёх направлениях: на подступах к Орджоникидзе, у центральных перевалов Главного Кавказского хребта, на Черноморском побережье у Новороссийска.

   28 сентября противник вновь попытался ударом на туапсинском направлении пробиться в Закавказье через западную часть Главного Кавказского хребта.

   26 ноября советские войска нанесли контрудар и к 19 декабря отбросили противника за р. Пшиш. Группировка противника, прорывавшаяся к Туапсе, была разгромлена.

   5 ноября на подступах к Орджоникидзе советские войска окончательно остановили продвижение противника и нанесли контрудар, что заставило его отступать.

   Планы врага по завоеванию Кавказа были сорваны. На Кавказе, как и под Сталинградом, противник оказался на краю катастрофы.

  Одним из факторов неудачи немцев на Кавказе было то, что немецкое командование уделяло главное внимание битве под Сталинградом, где события разворачивались отнюдь не лучшим образом для вермахта. В сентябре 1942 года, для защиты флангов группы армий «B» под Сталинградом, с кавказского направления была переброшена 3-я румынская армия. В декабре 1942 года, в связи с неудачами под Сталинградом, с кавказского фронта также были сняты и некоторые немецкие соединения, в результате чего немецкая группировка на Кавказе ещё больше ослабла, и к началу 1943 года стала уступать советским войскам в численности – как в личном составе, так и в технике и вооружении.


Освобождение Кавказа 

Освобождение Кавказа.jpg


   В то время наступавшие войска Южного фронта вели бои на рубеже Зимовники, Приютное, создавая тем самым угрозу тылам вражеской группировки, находившейся на Северном Кавказе. Правому крылу этого фронта, согласно замыслу Ставки на проведение Северокавказской наступательной операции, предстояло нанести главный удар на ростовском направлении с целью отсечения всей северо-кавказской группировки противника.

   Непосредственное окружение и последующее уничтожение этой группировки должны были осуществить войска левого крыла Южного фронта и Черноморская группа Закавказского фронта, нанося встречные удары через Сальск и Краснодар в общем направлении на Тихорецк. При этом Черноморской группе предписывалось осуществить две операции, носившие условные наименования «Горы» и «Море». Первая из них – наступление через Краснодар на Тихорецк – была возложена на 56-ю армию, в командование которой вступил генерал-лейтенант А.А. Гречко. Операцию «Море», главной целью которой было освобождение Новороссийска и Таманского полуострова, должны были проводить войска 47-й армии генерал-лейтенанта Ф.В. Камкова. Одновременно и Северная группа должна была развернуть наступление на ставропольском направлении и не допустить планомерного отхода действовавшей в её полосе 1-й танковой армии противника.


А.А. Гречко.jpgФ.В. Камков.jpg
А.А. ГречкоФ.В. Камков

   Северокавказскую операцию начали войска Южного фронта, развернувшие 1 января 1943 г. наступление вдоль берегов Дона в сторону Ростова-на-Дону и Тихорецка. Успешные действия советских войск заставили гитлеровское командование отвод своей танковой армии из района Моздока и Нальчика. Обнаружив это, Северная группа Закавказского фронта в первых числах января перешла к преследованию отступающего противника.

   Черноморская группа в это время продолжала готовиться к наступлению на краснодарско-тихорецком направлении. Она не смогла добиться существенных результатов – её продвижение на направлении главного удара не превысило 30 км.

   Таким образом, одновременного наступления двух фронтов на Северном Кавказе не получалось.

   В полосе Южного фронта наступление развивалось по-прежнему успешно, особенно на его левом крыле.

   Тем не менее противнику удалось к исходу 23 января образовать общий фронт групп армий «Дон» и «А» и на рубеже нижнего течения Дона и Маныча, Белая Глина, Армавир, станица Усть-Лабинская задержать наступление советских войск.

   В такой обстановке Верховное Главнокомандование внесло коррективы в своё решение, конкретизировав дальнейшие задачи обоих фронтов на Северном Кавказе. В директиве отмечалось, что на данном этапе операции решающую роль должен сыграть Южный фронт.

   Северная группа войск была выведена из состава Закавказского фронта и преобразована в самостоятельный Северо-Кавказский фронт под командованием генерала И.И. Масленникова.

И.И. Масленников.jpg

И.И. Масленников


   К февралю была освобождена большая часть Северного Кавказа.

   Напряженная борьба войск Южного фронта на ростовском направлении завершилась освобождением 7 февраля Батайска и 14 февраля Ростова-на-Дону.

   После ожесточенных боёв 12 февраля Краснодар был освобождён.

 10 сентября Северо-Кавказский фронт перешёл в наступление. 16 октября был освобождён Новороссийск – важный стратегический пункт на южном участке фронта. Борьба за него носила исключительно ожесточённый характер и продолжалась около года («Малая земля»). Освобождение Новороссийска обеспечило благоприятные условия для победоносного завершения битвы за Кавказ – разгрома таманской группировки вермахта. В период с 16 сентября по 9 октября войска Северо-Кавказского фронта при поддержке Черноморского флота и Азовской военной флотилии очистили от врага Таманский полуостров, улучшив эти условия для базирования военно-морских сил, и создали предпосылки для освобождения Крыма.

Наши земляки в боях за Кавказ

   В фондах Волгодонского эколого-исторического музея хранятся материалы личного характера участников освобождения Кавказа.

   Анатолий Матвеевич Петренко, 1925 г.р. Был призван в армию в августе 1942 года. Боевой путь начал в боях за освобождение Северного Кавказа, затем освобождал Таганрог, Мариуполь, Мелитополь, Крым, Севастополь.


Петренко.jpg Петренко 2.jpg

Анатолий Матвеевич Петренко

   В составе действующей армии участвовал в боях по освобождению Румынии, Болгарии.

   Награждён двумя Орденами Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».


Пертенко Наградной лист.jpg


   После войны продолжал службу в Вооружённых силах до 1965 года. За время участия в Великой Отечественной войне и военной службы представлен и награждён 15 боевыми и правительственными наградами.

   После службы проживал в городе Волгодонске и работал инженером Водоканала.

   Пётр Александрович Цыганков, 13.07.1924 г.р. На фронтах войны участвовал с 13 августа 1941 года по 22 ноября 1944 года. Получил два ранения и одну контузию. Инвалид II группы.

   Воевал в составе 56, 18 и Отдельной Приморской армии, 383 стрелковой дивизии 644 стрелкового Севастопольского полка. Последняя воинская должность – командир разведгруппы. Участвовал в боях за Ростов, Северный Кавказ, освобождал Кубань, Таманский полуостров, Крым, участник морского десанта в Керчь.


Цыганков.jpg Цыганков 2.jpg

Пётр Александрович Цыганков


   Награждён Орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».

   После войны работал преподавателем в школах, ПТУ № 60 города Волгодонска. Принимал активное участие в военно-патриотической работе, руководил инициативной группой однополчан 56 армии, являлся членом Президиума Совета ветеранов города, вёл воспитательную работу среди школьников.

   Ткачева Анна Васильевна. С сентября 1942 года по октябрь 1943 года в составе 8-й отдельной гвардейской стрелковой бригады в миндивизионе. Прошла боевой путь: Моздок-Туапсе-Новороссийск («Малая Земля»)-Анапа. В 1943 году была в числе морских десантников, высаженных на Мысхако, юго-западнее Новороссийска.


Ткачёва 1.jpg Ткачёва 3.jpg

Ткачева Анна Васильевна


   С февраля по май 1944г – в составе 29 минометной бригады (позже 23 Феодосийской бригады). С октября 1944 г – 3-й Белорусский фронт.

   Награждена Орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнисберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Ткачева А. В.Почетный гражданин город Моздок.


Ткачёва 2.jpg


   Александр Петрович Скоробогатов. На фронте с 1 августа 1941 года по 1944 год. Сержант 8-й гвардейской стрелковой бригады, помощник комвзвода стрелкового батальона.

   Награждён орденом «Отечественная война», медалями «За оборону Кавказа» и другими.


Скоробогатов 1.jpg


   В мирное время работал крановщиком, принимал активное участие в патриотическом воспитании молодёжи города Волгодонска. Ветеран труда.


Скоробогатов 2.jpg

08.10.2020 Презентация альманаха «Наше слово» №5
01.10.2020 Выставка «Донские художники XX века»

Выставка «Донские художники XX века»

   25 сентября 2020 года в залах Волгодонском эколого - исторического музея открылась выставка «Донские художники XX века». Она достойна внимания любителей искусства художественной и исторической ценностью представленных работ, а также - их большим жанровым разнообразием. На выставке экспонируются портреты, пейзажи, натюрморты, произведения декоративно-прикладного искусства, скульптурные композиции. Это произведения двадцати трех авторов, за редким исключением это - предметы из фондов Волгодонского эколого - исторического музея.

   Особый интерес вызывают картины наших земляков, участников Великой Отечественной войны - народного художника СССР Ивана Андреевича Язева и члена Союза художников РоссииСергея Афанасьевича Щербакова.

   Интересны работы известных донских мастеров: члена Союза художников РСФСРТимофея Фёдоровича Теряева (портрет «Люда») и Заслуженного художника России, профессора ЮФУ, члена-корреспондента Российской академии художеств Бориса Петровича Бельмасова (картина «Зимка», отреставрированная на базе Государственного Русского музея, г.Санкт-Петербург; большеформатные картины «Заочник», «Монтажник»).

   Не останутся без внимания уже забытые ранние произведения известного в Волгодонске и за его пределами талантливого художника, члена Союза художников России Александра Леонтьевича Неумывакина – работы из цикла «Донские пейзажи» (1980-е годы).

    В задумчивую красоту донской природы и размышления о вечности зрителей погружают полотна Заслуженного художника России, действительного члена Российской Академии народного искусства, заслуженного деятеля искусств международной ассоциации «Искусство народов мира», лауреата Гран-При "Золотая кисть-98", обладателя Гран-при XXVIII Международного конкурса художников-эмальеров в Венгрии, профессора кафедры «ДПИ» Академии архитектуры и искусства ЮФУ Георгия Ивановича Лиховида.

   На выставке представлены ранние работы членов Союза художников СССР и России, волгодонских художников: Надежды Павловны Хижкиной (батик «Донская песня»), Алексея Григорьевича Хижкина («Домик няни»), Анатолия Григорьевича Ковалева («Теплый вечер), Василия Фёдоровича Остапука («Портрет Н.Н.Задорожного»), сальского живописца Василия Александровича Шеховцова («Первая оттепель») и других мастеров.

   Яркие эмоции вызывают скульптурные композиции члена Союза художников России, члена международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО Егора Егоровича Дердиященко – «Дорога», «Проводы», «Святослав», «Степь донская» и другие.

   Великолепные цветы словно оживают в натюрмортах художника- акварелиста, члена творческого Союза художников России Елены Борисовны Лезиной, живописца Юрия Николаевича Падалка и на гобеленах члена Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО Ольги Петровны Лиховид.

   Свои работы вниманию посетителей представила Любовь Николаевна Донцова - художник, педагог, дизайнер, председатель правления Ростовской региональной общественной организации творческого объединения «ЛИК».

   На открытии выставки присутствовали художники, творческая интеллигенция города Волгодонска, учащиеся школы искусств «Детский центр духовного развития». 

1.JPG 2.JPG 3.JPG 4.JPG

5.JPG 6.JPG 7.JPG 8.JPG



9.JPG 10.JPG 11.JPG 12.jpg

13.JPG 14.JPG 15.JPG 16.JPG



17.JPG 18.JPG 19.JPG 20.JPG

29.09.2020 Конференция по археологии в музее

  21 сентября 2020 года гостями музея стали известные российские учёные, участники археологической экспедиции, связанной с полевыми исследованиями Правобережного Цимлянского городища.

    Владимир Яковлевич Петрухин (историк и археолог, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, главный научный сотрудник Отдела истории средних веков Института славяноведения Российской Академии наук (г.Москва), Ольга Владиславовна Белова - российский этнолингвист, фольклорист-славянист, писатель, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник и учёный секретарь отдела этнолингвистики и фольклора ИСл Российской Академии наук (г.Москва), Сергей Игоревич Владимиров – ученый секретарь музея-заповедника «Дивногорье» (Воронежская область).

   Наряду с учёными музей посетили студенты исторического факультета Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, проходящие археологическую практику.

   Гостей радушно встретила директор музея Ирина Владимировна Павлинок. О.В.Белова передала для библиотеки музея несколько свежих номеров журнала «Живая старина», как главный редактор этого издания.

   В рамках программы пребывания в музее была проведена конференция. Студенты, как молодые историки, познакомились со страницами гражданской войны 1918-1920 гг. на Дону. Волгодонский краевед, режиссёр документального кино Георгий Анатольевич Сорокин рассказал об особенностях братоубийственной войны на востоке области. Был продемонстрирован документальный фильм Сорокина Г.А. «Последний поход дружины» о гибели Цимлянской «красной» дружины 2 апреля 1918 года. После этого гости музея поделились своими впечатлениями о фильме.

   По экспозициям музея гостей провела Елена Владимировна Куричева, старший научный сотрудник научно-исторического отдела. Будущих историков интересовало все. Большой интерес вызвала история строительства Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла, а также экспозиции о донском казачестве. Внимательно изучались карты, старые фотографии, картины и тексты документов, с увлечением рассматривались русские традиционные костюмы XIX века, шедевры декоративно-прикладного искусства XVIII - начала XX вв., коллекция православных икон.

11.JPG 10.JPG 12.JPG DSCN6112.JPG

DSCN6082.JPG 9.JPG logo.JPG 4.JPG

   В рамках визита состоялась ставшая уже традиционной очередная деловая встреча директора музея И.В.Павлинок с научным составом экспедиции (Петрухин В.Я., Белова О.В., С.И.Владимиров), при участии Г.А.Сорокина, на которой состоялось обсуждение дальнейшего сотрудничества коллектива музея и ученых с целью участия в долгосрочной реализации проекта по созданию экспозиций научного интерактивного экологического центра в музее.

   Затем студенты и преподаватели совершили автобусные экскурсии по городу. Зав.научно-историческим отделом Елена Николаевна Емцева познакомила их с историей Волгодонска, с показом достопримечательностей, памятников, храмов, площадей города, провела экскурсию по Музею донской народной культуры, ремёсел и быта. Студенты заинтересовались культурой и бытом донских казаков.

1.JPG 2.JPG 3.JPG

5.JPG 6.JPG 7.JPG

   Москвичи уезжали, оставляя восторженные отзывы: «Впечатляющий музей! Удивительная история донского казачества! Красивый город!»

   Посещение музея учёными и студентами стало полезным и запоминающимся событием для всех участников встречи.

Новости 311 - 315 из 679
Начало | Пред. | 61 62 63 64 65 | След. | Конец Все